Поговори со мной

Жизнь не прощает безответственности. У каждого бывает такое время,
когда необходимо сделать выбор. Всего лишь после одного шага часто не
бывает возврата. От умения правильно выстраивать отношения, находить
друзей, партнера зависит очень многое. Как грамотно должны быть
расставлены приоритеты в семье, какова в ней роль отца, матери, как
научиться быть ответственным и о многом другом с подростками в школе
разговаривают органы опеки и психолог Елена Полищук. Весь год в
севастопольских учебных заведениях проводились лекции «Роль семьи в
жизни человека». И такие беседы не просто для «галочки»: реакция
школьников убедила специалистов — их занятия нужны.- Мы проводим лекции для подростков 16-17 лет, это 10-11-й класс, — рассказывает психолог Елена Полищук. — Дети такого возраста могут открыто разговаривать на все темы, школьники уже «понахватались» многого из Интернета, из жизни родителей. Многие ученики просят продолжить урок, не уходят на перемену. Я говорю им о том, что нужно научиться выбирать: ничье мнение, кроме твоего, не будет иметь значения, и только ты сам будешь решать, прав ты или нет. Время выбора — жестокое время: если сделать его неправильно, может измениться вся твоя судьба. И иногда случается, что этот выбор нужно успеть сделать между двумя ударами сердца. Иначе жизнь сделает свой выбор за тебя, и тогда тебе придется идти по чужой, мучительной и бессмысленной дороге.

— Елена Сергеевна, в каком формате проходят ваши лекции?

— Сначала опека рассказывает о брошенных детях, потом «подключаюсь» я. Первое время я очень боялась, что подростки будут смущаться, но все оказалось благополучно. Темы новые для них, в школе о таком не принято разговаривать. И, что немаловажно, веду беседу на их языке. Рассказываю реальные ситуации о людях, которые живут рядом. Школьники делают выводы, что, возможно, все-таки какие-то неблаговидные поступки, приводящие к серьезным последствиям, недостойны человека. И чувствуется, что понятие «достойно» становится для них не пустым звуком. Учатся рассуждать, и некоторые из детей вдруг начинают говорить, что, вероятно, те чувства, которые они испытывали, были влюбленностью, а вовсе не любовью. Девчонки в их возрасте воспринимают серьезные отношения как бы шутя. Совершают взрослые поступки, но не могут взять на себя взрослую ответственность. Самое интересное, что в разных районах нашего города наблюдаются разные ответы на мои вопросы, разное отношение к семейным ценностям.

— А от чего это зависит?

— К примеру, я прошу подростков рассказать, как они понимают роли мужчины и женщины в семье, а ведь это очень важно, когда в семье правильно расставлены приоритеты. Так вот, в сельской местности с приоритетами несколько сложнее. Думаю, связано это с тем, что родителям приходится буквально выживать, много работать.

В одной из школ дети даже не говорили о любви, их представления о жизни были более прозаичны. Они считают, что главное — заработать. А нужно объяснять: роль отца в семье очень важна, его основная функция — защита близких. Девчонки не смогли ответить на вопросы: «Какая основная роль женщины?» и «Какая основная роль мужчины?»

— Елена Сергеевна, может быть, даже не все взрослые люди понимают, как правильно должны быть расставлены приоритеты…

— На самом деле все просто. Психологическая задача отца — защита и признание. Если отец готов защищать малыша от крикливой тетки, больших ребят или злой собаки — это породит в ребенке уверенность: «Мир на моей стороне. Я защищен». Для ребенка присутствие в жизни отца так же важно, как матери. Без веры отца в своего ребенка он не сможет почувствовать свои права и мужество настаивать на них. В глубине души он остается робким, мечтающим о том, чтобы кто-то более сильный защитил его. Мужчина — сильный пол «в рывке». Изменения. Конкретное начало. Решения. Ответственность. Защита. Добыча.

Женщина — сердце и душа дома, очаг. Сильный пол «в динамике», более выносливая. Участие. Доверие. Помощь. Укрепление. Утешение. Умения хорошей жены: кормить (готовить еду), любить, доверять, восхищать и восхищаться, вдохновлять, сочувствовать и разделять боль. Например, когда ко мне приходят девочки на доабортную консультацию, они ведь берут на себя мужскую функцию, принимают решение за всю семью.

— Параллельно вы продолжаете проводить прием в службе доабортного консультирования?

— Конечно. Но летом традиционно таких консультаций меньше. Недавно у моей клиентки, которая приходила ко мне на прием, родился малыш. Это такая радость и для нее, и для меня. Вы понимаете, мы и должны работать над тем, чтобы как можно меньше женщин вообще думали об аборте. Поэтому работа с подростками так нужна.

— Какие темы, кроме семейных приоритетов, вы еще поднимаете в беседе со школьниками?

— Вообще цель лекций звучит так: профилактика нарушений репродуктивного здоровья по причине ранних сексуальных отношений, пропаганда традиционных семейных ценностей. Наши беседы должны снизить риски на пути к созданию будущей крепкой семьи. Об этом говорить необходимо именно в таком возрасте. Методические материалы разработали специалисты Учебно-методического центра психологического доабортного консультирования, полагаясь на научные исследования и многолетний опыт. Некоторые мальчики после нашего разговора, послушав в том числе и истории из жизни, говорят: «Я так никогда не сделаю, не брошу свою семью». Это так важно, когда и девочки, и мальчики учатся ответственности. В нашей стране, к сожалению, долгие годы складывались неправильные образы, стереотипы семейных отношений. С отцовством и вовсе серьезные проблемы. Но что-то ведь нужно менять.

— Подростковый возраст считается самым сложным в жизни человека, далеко не все педагоги могут найти общий язык с таким учениками. Вас слушают внимательно?

— Дети замечательные! Слушают отлично, подходят, чтобы поговорить еще, задают вопросы, рассказывают про свои семьи. Сложность этого возраста заключается в том, что школьники задают взрослые вопросы в лоб. Они больше готовы к провокациям, им нравится загонять взрослых в тупик, и тут главное — ответить достойно.

Ученики задавали, например, такие вопросы: «Если девушка забеременела в 16 лет, то как она может оставить ребенка, если ее родители против, а у нас на носу — экзамены?» Понятно, что эти темы нужно обсуждать заранее, пока такая ситуация не возникла. Я рассказываю: «Вы же не приходите на экзамен неподготовленными, значит, и к таким важным жизненным ситуациям нужно готовиться. Берете на себя какие-то действия и ждете эффекта».

— Многие родители вместе со своими детьми сложно переживают период взросления ребенка, порой мамы и папы не знают, как себя и вести…

— Родители всегда должны оказывать поддержку детям, давление ломает жизнь многих. Всю жизнь нужно разговаривать с дочерьми и сыновьями. ,  очень многие подростки подходят и просят объяснить ситуацию в их семье. Часто старшеклассникам кажется, что они недолюбленные. Это возрастное, они не всегда правы. Подростки бывают слишком категоричны. Многие дети духовно развиты, но предложений извне им поступает мало. На наши беседы они хорошо реагируют, потому что школьники не привыкли, чтобы с ними разговаривали открыто, искренне, обо всем и без нравоучений.

Но подростки очень чувствительны к действиям, им важно, чтобы родители делали то, о чем говорят. Словами можно бравировать, но в голове каждого откладывается: вот мама и папа говорили мне то-то, а сами все делали по-другому. Мы, взрослые, не можем требовать от детей того, что не привыкли делать сами. И разговаривать с ними можно только искренне. Наверное, поэтому на школьников наши лекции произвели большое впечатление, учителя и директора тоже выражали огромную благодарность.

— В следующем году планируете продолжить беседы?

— Конечно, на следующий год будем проводить лекции в школах, ПТУ, но такие «уроки» не должны быть еженедельными. Если что-то произносить слишком часто, то будет как в рассказе, в котором мальчик неоднократно кричал: «Волки, волки!» Кстати, каждая новая лекция уникальна, для нее мы подбираем новый способ донесения информации, я рассказываю даже сказки. Конечно, со смыслом. Всем детям нравятся сказки.

Кстати

Лекции для старшеклассников в следующем учебном году будет проводить управление по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства департамента труда и соцзащиты населения совместно с государственным бюджетным учреждением Севастополя «Центр социальной помощи семьи и детям, центром поддержки материнства «Дар детства».

Другие статьи этого номера