Херсонесская мозаика

Херсонесская мозаика

28 июля в зале античного корпуса музея открылась выставка
«Херсонесская мозаика. Выставка книг из библиотеки заповедника».
День крещения Руси, праздник в честь одной из главных вех в истории
Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии
в 988 году, был учрежден не так давно. 1 июня 2010 года президент России
Дмитрий Медведев утвердил поправки в федеральный закон «О днях
воинской славы и памятных датах России». В списке памятных дат
появился День крещения Руси. Это событие — одно из многих в
двухтысячелетней истории древнего города, которые, подобно мозаике,
складываются в общую стройную картину исторического прошлого
Херсонеса.Мозаика (лат. musivum — «произведение, посвящённое музам» — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило, на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

На выставке представлены материалы из архивного собрания музея-заповедника: схемы, планы и графические прорисовки мозаик на бумаге и кальке, выполненные в натуральную величину с мозаичных полов херсонесских базилик; научно-технические отчеты, отражающие процесс реставрации мозаик в 70-80-е гг. XX в. группой специалистов и реставраторов. Неподдельный интерес вызывают фотографии, отражающие процесс реставрации на разных его этапах — от расчистки мозаик до их полного монтажа с заполнением утраченных частей, а также общие виды христианских храмов с мозаичными полами. На сегодняшний день большая часть мозаичных полов демонтирована из древних храмовых построек и перенесена в фонды для отдельного хранения. Сегодня увидеть, как выглядели храмы с мозаичными полами, можно на фотографиях из научного архива музея-заповедника и на городище Херсонеса в нартексе Уваровской базилики.

Наряду с архивными материалами на выставке можно увидеть издания из книжного собрания музея-заповедника, некоторые из них составляют редкий библиотечный фонд. В данных работах отображены результаты исследований херсонесских мозаик знаменитых ученых, в том числе Д.В. Айналова, замечательных и талантливых археологов О.И. Домбровского и А.Л. Якобсона. Огромный интерес представляет публикация извлечения из отчета 1853 г. графа А.С. Уварова, открывшего знаменитую Уваровскую базилику (отчет был издан в честь 50-летнего юбилея открытия базилики).

Выставку дополняют предметы из фондов музея-заповедника: фрагмент мозаичного пола из загородного храма Херсонеса и фрагменты смальты для настенных мозаик.

Херсонес Таврический — крупный экономический, политический и культурный центр. В византийскую эпоху город стал и духовным центром христианства в Крыму. Церковные предания говорят о том, что еще в I веке Херсонес посетил с проповедью святой апостол Андрей Первозванный.

В 94 году в окрестности Херсонеса был сослан на каторгу и принял мученическую смерть святой папа римский Климент. В те времена тайные общины христиан были очень малочисленными, христиане преследовались государственной властью, и только в IV веке при императоре Феодосии I (379-395) христианство становится государственной религией. Большинство же христианских храмов были построены в городе в V-VI вв. Всего насчитывалось около 60 культовых построек: базилики, крещальни, мавзолеи, часови. Их возводили на площадях, в глубине кварталов, вдоль берега моря. Письменные источники сохранили некоторые названия херсонских храмов: святого Петра, Богородицы Влахернской, апостола Петра, святого Созонта, святого Леонтия, святого Стефана, святого Прокопия.

Распространение и укрепление христианства в Херсонесе было важным делом для Византийской империи. В IV веке стараниями святых епископов была основана Херсонесская епархия с центром в Херсонесе. К этому же времени относятся археологические находки, связанные с христианской символикой: нательные кресты, изображения крестов и росписи в погребальных сооружениях, каменные надгробия с эпитафиями. В каждом районе города строятся храмы, в том числе базилики. Особенно много храмов появляется в VI веке, это было связано с политикой императора Юстиниана I (527-565), который хотел объединить огромную страну единой религией.

Изучение христианских храмов началось еще в 1827 году, когда в Херсонесе были обнаружены три христианских храма, в том числе так называемая базилика Крузе. Мозаичные полы в базилике Херсонеса были открыты в 1853 году графом А.С. Уваровым, а в 1876 году — мозаичный пол в шестистолпном храме. Позже, в 1890 году, во время раскопок, проводимых Археологической комиссией под руководством К.К. Косцюшко-Валюжинича на участке «базилика на холме» была обнаружена мозаика ранневизантийского времени. Мозаики украшали полы Западной базилики, базилики 1935 года, загородного храма, а в шестистолпном храме на стенах были выложены красивейшие смальтовые мозаики, о чем свидетельствуют тысячи кусочков смальты, найденных на полу храма при раскопках.

С целью сохранить наследие христианских времен в дальнейшем внимание исследователей было обращено к проблемам консервации и реставрации храмовых построек, и особенно самых хрупких элементов декора — фресок и мозаик. В 1972-1974 годах под руководством С.Г. Рыжова и О.И. Домбровского проводились консервация и реставрация мозаичных полов.

Выставка «Херсонесская мозаика» — это небольшое путешествие по христианским святыням Херсонеса.

Экспозиция будет работать до 7 августа. Спешите видеть!

Пресс-служба музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Другие статьи этого номера