О программе «Доступная среда» для инвалидов и предоставлении госуслуг в электронном виде в ПФР

О реализации программы «Доступная среда» и о предоставлении
государственных услуг в электронном виде мы беседуем с заместителем
управляющего отделением ПФР по Севастополю Викторией ЗЕЛЕНСКОЙ.— Виктория Анатольевна, вопрос качества обслуживания граждан, и в первую очередь инвалидов в клиентских службах Пенсионного фонда очень важен. Каковы пути решения данного вопроса на сегодняшний день?

— Вопрос повышения качества оказания услуг для различных групп населения, в том числе и для маломобильных групп, является актуальным для всех государственных учреждений и, конечно же, для Пенсионного фонда. И в связи с тем, что данный вопрос требует комплексного подхода, в октябре 2015 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден план мероприятий Пенсионного фонда по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг.

В соответствии с данным планом мы провели оценку доступности помещений, в которых размещены управление ПФР в Севастополе (межрайонное) и четыре районных отдела Пенсионного фонда оказывают услуги населению.

Оценивали здание по адресу: ул. Льва Толстого, 35/ ул. Киевская, 11, где размещены аппарат межрайонного управления, отдел по выплате пенсий и обработке информации и Отдел ПФР в Ленинском районе; здание Отдела ПФ в Гагаринском районе по адресу ул. Пожарова, 5; помещение по ул. Дзигунского, 19, где размещается отдел ПФ в Нахимовском районе, и помещение отдела ПФР в Балаклавском районе по ул. Урицкого, 2.

При составлении паспортов доступности на каждом объекте анализировалось состояние прилегающей территории, входов в здание, путей движения внутри здания, зоны клиентской службы и комнаты для приема посетителей.

По результатам проведенного оценивания, здание по адресу ул. Льва Толстого, 35/ ул. Киевская, 11, имеет высокую степень доступности с совокупной величиной 70%, здание по ул. Пожарова, 5, — среднюю степень доступности с совокупной величиной 47%.

— Как быть с остальными объектами? Запланировано ли внесение каких-то конструктивных изменений для обеспечения большей физической доступности?

— На основании проведенных обследований и оценок был составлен план повышения показателей доступности для инвалидов данных объектов и оказываемых услуг на период до 2030 года, согласно которому к 2019 году на всех объектах планируется достичь 100% доступности.

Сегодня работа в данном направлении уже ведется. Так, на текущий год запланирован капитальный ремонт помещений отдела Пенсионного фонда в Балаклавском районе по ул. Урицкого, 2.

Капитальный ремонт, в первую очередь предусматривает обустройство зоны клиентской службы с учетом всех требований по обеспечению доступности маломобильных групп населения.

— Мы знаем, что в прошлом месяце состоялись общественные слушания на тему проведения капитального ремонта помещений отдела ПФР в Балаклавском районе. Расскажите подробнее.

— Да, 8 июля прошли общественные слушания на тему проведения капитального ремонта помещений отдела ПФР в Балаклавском районе. Мы обсудили разработанную проектную документацию на ремонтные работы, так как проект предусматривает серьезное переоборудование всех помещений, но при этом учтены все необходимые требования и условия для комфортного приема населения и качественного оказания государственных услуг.

Обсуждаемый вопрос получил одобрение и положительную оценку жителей и общественности Балаклавского района.

— Кстати, напомните, пожалуйста, кто имеет право на обслуживание вне очереди в районных отделах Пенсионного фонда.

— На обслуживание вне очереди, и не только в ПФР, но также и во всех других учреждениях, право имеют инвалиды 1-й и 2-й групп в соответствии с Указом президента РФ от 2.10.1992 N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».

— В отдаленных населенных пунктах нашего региона нет клиентских служб ПФР. Добраться до Севастополя человеку с ограниченными возможностями крайне сложно. Что делать в таком случае?

— В этом году начала свою работу передвижная (мобильная) клиентская служба Пенсионного фонда. Она представляет собой микроавтобус с символикой Пенсионного фонда, который внутри оборудован всеми техническими средствами для ведения приема населения. Кроме того, мобильная клиентская служба оборудована спутниковой связью, что позволяет программным комплексам работать в онлайн-режиме. Поэтому жители отдаленных районов города теперь имеют возможность получить консультацию специалистов Пенсионного фонда, не выезжая за пределы своих населенных пунктов. С начала года в Нахимовском и Балаклавском районах было проведено 42 выездных приема, помощь и консультацию получили 675 человек.

— Где можно узнать о проведении выездных приемов?

— Во-первых, на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации, на официальной странице отделения ПФР по Севастополю. В социальных сетях на наших страницах — ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Гугл+, на Севастопольском форуме. Также данная информация направляется во все средства массовой информации.

— Вы сказали, что ПФР, как, впрочем, и любая другая государственная структура, имеет свой официальный сайт. Могут ли пенсионеры получить консультацию на сайте?

— Да, консультацию специалиста Пенсионного фонда можно получить прямо на сайте. Для этого на сайте работает онлайн-приемная, а также с вопросами по пенсионному обеспечению можно обратиться при помощи программы Skype.

Кроме того, пользоваться сайтом Пенсионного фонда могут и люди со слабым зрением. Для тех, кто видит хотя бы десять процентов от нормы, разработана специальная версия. Она дублирует информацию с сайта, но на странице можно увеличить шрифт, изменить его цвет или фон.

— Пенсионный фонд Российской Федерации значительно расширил список государственных услуг, предоставляемых в электронном виде. Теперь у севастопольцев есть возможность заказать справки, подать заявления, не выходя из дома. Расскажите об этом.

— Электронные услуги Пенсионного фонда можно получить через сервисы, расположенные на официальном сайте Пенсионного фонда, где все оказываемые услуги объединены в единый портал, который для удобства пользователей структурирован как по видам услуг (пенсии, социальные выплаты, материнский капитал и т.д.), так и по правам доступа к данным услугам, то есть с регистрацией или без регистрации.

Без регистрации доступны функции предварительной записи на прием, предварительного заказа ряда справок и документов, направления обращения в Пенсионный фонд. Также можно воспользоваться «Пенсионным калькулятором».

Если же оказание электронных услуг требует доступа к персональным данным, то пользователь обязательно должен иметь подтвержденную учетную запись на Едином портале государственных услуг.

— Если человек уже зарегистрирован на портале госуслуг, какими сервисами он может воспользоваться?

— Жители Севастополя, которые зарегистрированы на сайте госуслуг, через свой личный кабинет могут подать заявление на назначение пенсии, заявление о доставке либо смене способа доставки пенсии, о назначении ЕДВ.

Могут заказать справку о размере пенсии и иных социальных выплат либо получить информацию о размере или остатке средств материнского семейного капитала.

Также можно подать заявление о выдаче сертификата МСК или заявление на распоряжение средствами МСК. В том числе и подать заявление о предоставлении единовременной выплаты в размере 25 тысяч.

— Вы сказали, что в настоящее время через электронные сервисы доступна подача заявлений о назначении пенсии, о доставке либо смене способа доставки пенсии…

— Да, подать все эти заявления можно либо через Единый портал государственных услуг, или воспользоваться «Личным кабинетом» на сайте Пенсионного фонда. Подача заявления о назначении пенсии через электронные сервисы позволит гражданам не обращаться лично в Пенсионный фонд.

Однако данной услугой смогут воспользоваться только те лица, по которым их работодателем была проведена заблаговременная работа с Пенсионным фондом. То есть только в том случае, если работодатель заранее, с согласия будущего пенсионера, представил электронные образы его документов, необходимых для назначения пенсии. Обычно эта работа проводится не менее, чем за 9 месяцев до достижения работником пенсионного возраста.

Лица, по которым такая работа не проводилась, также могут подать электронное заявление, однако после этого им необходимо будет все же обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства со всеми документами, необходимыми для назначения пенсии.

— В какие сроки можно подавать заявление?

— Во всех случаях заявление о назначении страховой пенсии по старости может быть подано не ранее, чем за один месяц до дня достижения пенсионного возраста.

— На что необходимо обратить внимание при заполнении заявления в электронном виде?

— При заполнении электронного заявления необходимо внимательно заполнять все доступные для заполнения сведения. Прежде всего нужно правильно выбрать вид пенсии. Потому что пенсии, назначаемые Пенсионным фондом, бывают трех видов: страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению и социальная пенсия. Поэтому на момент подачи электронного заявления нужно четко понимать, какой из видов пенсии положен заявителю.

Например, страховая пенсия по старости назначается только при наличии страхового стажа. Женщины получают на нее право при достижении 55 лет, мужчины — в 60 лет. Страховая пенсия по инвалидности или по случаю потери кормильца также назначается при наличии страхового стажа независимо от его продолжительности.

Социальная пенсия по старости назначается в случае отсутствия права на страховую пенсию, то есть в случае отсутствия страхового стажа. Социальная пенсия также может быть и по инвалидности, и по случаю потери кормильца.

Пенсия по государственному обеспечению может быть и по старости, и за выслугу лет, и по инвалидности, и по случаю потери кормильца.

С более подробной информацией о видах пенсий и условиях назначения можно ознакомится на сайте ПФР.

Помимо выбора вида пенсии, в электронном заявлении на назначение пенсии необходимо очень внимательно проставить и все остальные отметки, предусмотренные формой: и о факте работы, и о получении или неполучении пенсии от другого ведомства и так далее.

И еще хочу обратить внимание, что для подачи электронного заявления вначале необходимо пройти регистрацию на портале государственных услуг. После того, как при регистрации будет сделан ряд шагов, потребуется подтверждение личности.

— А где можно подтвердить учетную запись?

— У жителей Севастополя, желающих подтвердить учетную запись, появилось несколько вариантов. До недавнего времени подтвердить личность можно было в отделении ПФ по Севастополю по адресу ул. Н. Музыки, 54, каб. N 7. Теперь это можно сделать также и в межрайонном управлении ПФ в г. Севастополе по ул. Л. Толстого, 35, каб. N 203, и в районных отделах Пенсионного фонда. Также услугу по подтверждению учетной записи на портале государственных услуг предоставляют и севастопольские отделения МФЦ.

Подтверждение личности займет всего несколько минут. Для этого при себе необходимо иметь паспорт и СНИЛС. Кстати, данная регистрация позволит не только подавать заявления в органы Пенсионного фонда, но и обращаться в ряд других государственных органов.

— Спасибо за беседу.

Пресс-служба отделения ПФР по Севастополю.

Другие статьи этого номера