100 дней, которые…

100 дней, которые...

Время — стремительно и, увы, для многих — мимолетно. Давно ли кто-то (что
греха таить, большая часть севастопольцев) радовался, а кто-то и
взгрустнул по поводу кардинальных перемен в исполнительной власти
города, а… А прошло с тех пор уже полных сто дней. Традиционно, именно
эти три с небольшим месяца принято считать определяющими в работе
новой управленческой команды. В нашем случае — во главе с Дмитрием
Овсянниковым, 28 июля с.г. назначенным указом президента РФ
Владимира Путина временно исполняющим обязанности губернатора
города федерального значения Севастополя. Традиция особого внимания
к 100-дневному рубежу в деятельности знаковых для стран или регионов
персон уходит в седую древность, но мы так глубоко погружаться,
разумеется, не будем. Севастополь — город морской, и причину особого
интереса к первым ста дням нового правительства можно вполне
поместить и в расхожую мудрость о яхте, от названия которой в
значительной степени и будут зависеть ее мореходные качества. Нам
кажется, именно в таком ракурсе особенно интересен пресс-подход
заместителя губернатора Севастополя по финансово-экономическим
вопросам Ильи Пономарева, который состоялся 4 ноября на пл. Нахимова
и сопровождался звуковым оформлением мероприятий Дня народного
единства. Что тоже выглядело достаточно символичным. Но обо всем по
порядку.Илья Вячеславович сразу предложил журналистам посмотреть на 100-дневную работу правительства через призму не частного, а системного подхода. Сейчас, по его мнению, ведется системная работа по формированию госпрограмм. На сегодня принято уже 11 из двадцати планируемых.

На основе государственных программ подготовлен проект бюджета и начата системная (опять же. — Авт.) работа по формированию повестки развития Севастополя в 2017 году. Правительством города направлены в Министерство финансов РФ соответствующие предложения. «Мы ведем активный диалог с вышестоящим финансовым органом и надеемся, что в установленный законом срок, т.е. до 15 ноября с.г., проект бюджета будет внесен в заксобрание Севастополя», — подчеркнул он.

Цифры в проекте бюджета определены с ростом по отношению к плановым показателям текущего года (примерно на 2 млрд рублей). Какие показатели будут итоговыми — покажет ближайшее время.

В качестве знакового момента вице-губернатор назвал принятие госпрограммы по реализации инвестиционных проектов на территории Севастопольского региона. В ней выделены несколько крупнейших проектов. Ключевыми Илья Пономарев считает, в частности, создание индустриального парка, который позволит активно развивать промышленное производство в Севастополе, и ряд проектов, связанных с развитием туриндустрии («Федюхины высоты», реконструкция и модернизация ряда парковых зон и пр.).

2017 год, по замыслу севастопольского правительства, позволит создать основу, т.е. базу для реализации названных проектов. При этом не стоит забывать, что они достаточно долгосрочны и успех зависит от умения организовать системную работу.

В качестве примера важности системного подхода Пономарев привел ситуацию с развитием гражданского сектора аэропорта «Бельбек». Развитие аэропорта — стратегический вопрос развития города. «Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы Севастополь появился на карте регулярных рейсов страны. Это и приток туристов, и больший интерес бизнеса, и рост стоимости местных активов, — подчеркнул чиновник. — Мы провели серьезную работу по изучению рынка (потому что любой инвестор приходит на перспективный, развивающийся рынок). Получили хорошие результаты. Два консультационных агентства подтвердили нам перспективный пассажиропоток (агентство «Люфтганза», например, оценивает его в миллион пассажиров в год). И такие цифры уже интересны инвесторам».

Логично, что 1 ноября с.г. состоялось подписание меморандума с инвестиционной компанией «Интеграл», реализующей ряд проектов на территории Крымского полуострова.

Илья Пономарев выразил надежду, что в 2017 году завершится проектирование гражданского сектора аэропорта «Бельбек», начнется строительство, и, возможно даже, мы станем свидетелями реализации всего проекта до конца этого года.

Журналисты интересовались и подходами правительства относительно более эффективного управления существующими объектами государственной собственности.

В этой сфере приоритет — также за системностью подходов. «Речь идет не о каких-то конкретных активах, — разъяснял заместитель губернатора по финансово-экономическим вопросам. — Может, это не так ярко и так заметно звучит в событиях, но, помимо того, что мы возвращаем или легитимизируем собственность города на отдельные активы, мы ведем системную работу по приведению в порядок государственной собственности в целом. Это и работа, связанная с аудитом, проверками ГУПов, и деятельность, касающаяся инвентаризации земельных ресурсов».

Что касается конкретных эпизодов в этой работе («Генбанк», детский лагерь им. Комарова), то их следует рассматривать в контексте того, что «мы просто приводим в порядок отношения собственности и принимаем те решения, которые работают на развитие города». В частности, Пономарев расшифровал экономические последствия возвращения «Генбанка» под юрисдикцию Севастополя. 25 процентов акций банка, который по итогам 1-го полугодия показал собственный капитал в размере 1,8 млрд рублей, — это, если считать прямым счетом, около 600 млн принадлежащих городу активов. Есть еще и рыночная стоимость, но о ней можно будет говорить после того, как Севастополь активно войдет в управление этой кредитной организацией посредством включения своего представителя в состав совета директоров.

У нового севастопольского правительства, если верить заместителю губернатора, нет тотального недовольства и работой ГУПов. «Да, мы выявляем ряд серьезных нарушений, была проведена проверка отдельных предприятий. Но речь должна идти опять же о системной работе, а не о выявлении разовых нарушений. С одной стороны, нам нужно часть госпредприятий, выполняющих государственные задачи и функции, перевести в бюджетные учреждения. Это повысит их эффективность и оперативность работы. А с другой — те предприятия, которые работают в рыночной сфере, безусловно, должны иметь равные возможности с коммерческими игроками. И здесь речь будет идти об акционировании и приведении в соответствие с общероссийской практикой. Государственные унитарные предприятия как организационная форма в России практически изживают себя. Рано или поздно, когда Севастополь будет готов, эту работу обязаны провести и мы».

Системные подходы в работе правительства за 100 прошедших дней действительно удалось обозначить. Но оценку деятельности новых управленцев и севастопольцы, и президент РФ Путин будут ставить и по темпам реального роста качества жизни в Севастополе не на перспективу, а по принципу «здесь и сейчас». Это глава российского государства, кстати, подчеркнул еще раз во время своего совсем недавнего официального визита в Крым. Как говорится, есть повод задуматься. И не только по этой причине. Прошедшие 100 дней продемонстрировали и готовность нынешнего главы региона пойти на прямые выборы губернатора (поправки в устав Севастополя при полном непротивлении сторон уже подготовлены и должны быть поставлены на голосование в заксобрании уже в этом месяце). Это, кстати, тоже можно поставить в заслугу нынешнему правительству Севастополя.

Надеемся, что первые 100 дней получат достойное продолжение не только на макроэкономическом уровне. А как иначе?

Другие статьи этого номера