Римская дорога

Римская дорога

Казалось, что все тропинки и лесные дороги в окрестностях Севастополя
уже давно пройдены и изучены. Планируя очередной поход выходного
дня, основное внимание уделял картам и туристическим схемам иных
районов Крыма. Но однажды в беседе с соседом узнал, что он
неоднократно ходил мощеной дорогой из Резервного в Балаклаву. Сосед
в свободное от хождения по этой дороге время пишет книги. Перу
Валерия Воронина принадлежат интереснейшие романы, действие в
которых происходит в том числе и на территории Крыма. Он знает
множество старинных историй и легенд. Идеальный спутник для
воскресного путешествия. С ним не соскучишься. Сомнения прочь! Пора в
дорогу.Машина сворачивает вправо с автотрассы ниже села Гончарного, пересекает исток Сухой речки и по асфальту поднимается на склон долины. Оказалось, что мощенная булыжником дорога начинается почти за километр до первых домов села Резервного. Когда-то здесь был колхозный склад, сейчас чей-то особняк за высоким забором живет своей замкнутой жизнью. Римская дорога проходит прямо под этим забором.

Ночью лил дождь, обильно смочив лес и траву на обочине. И почти с первых шагов капли дождя нас не покидали. Камни мостовой были мокрыми и скользкими. Воронин смело назвал дорогу Римской, но вполне допускал, что построили её еще задолго до прихода римлян в Крым. Относительно недавно в Балаклаве, у ограды Кадыковского рынка, археологическая экспедиция Херсонесского заповедника под руководством Олега Савели обнаружила римский форт. Олег Яковлевич считал это открытие сенсацией в мире археологии и датировал форт (самый древний и самый восточный) первым веком. Валерий Воронин неоднократно бывал на раскопе, видел фундаменты и стены форта, общался с археологами, набирал материал для очередного романа. После отъезда польских студентов, копавших форт, раскоп законсервировали (засыпали землей) до лучших времен, которые пока ещё не наступили. Но римский форт утвердил многих в том, что по всему Крыму есть участки горных дорог, построенных римлянами. В районе села Календы (ныне — Подгорное) дорога петляет по склону горы. За Родниковским вырубленная в скале дорога поднимается в кара-дагский лес в сторону Чертовой лестницы. Такая же дорога вымощена и в Варнутской долине в сторону Балаклавы. Возможно, что все участки этих дорог были связаны в единую транспортную магистраль, по которой шли торговые караваны, передвигались войска. Здесь такие же ступени вырублены в скалах, возведены подпорные стены, оборудованы дренажи и ливнестоки.

На одном из поворотов дороги мы оказались на площадке, с которой открывался вид на Варнутскую долину, виднелись дворы Резервного и Гончарного, угадывался перевал с тропой в урочище Аязьма. Сквозь драпировку дождя просматривался хребет Кокия-Бель, ведущий к Куш-Кая и на мыс Айя. Слышен гул транспорта на автодороге Севастополь — Ялта. С этой высокой точки в хорошую погоду можно увидеть Байдарскую долину и Байдарские ворота. Но дождь скорректировал нашу фотосессию до минимума. Проходим метров сто и погружаемся в мокрую тишину крымского леса. Только шелест дождя в багряной листве нарушает его покой. Романист Воронин продолжает рассказ о том, как князь Григорий Потемкин привел в порядок эту дорогу к приезду императрицы. Вот по этой дороге она и совершила якобы прогулку в Байдарскую долину. Закрываю глаза и представляю среди можжевельника и дубов-колдунов карету Екатерины и её свиту. Не от тех ли карет осталась колея на камне?

В лесу на большой поляне — заброшенный сад. Чаиром его назвать нельзя. Скорее всего, здесь была усадьба с культурным садом. Но от здания осталась только груда камней под слоем земли, поросшей травой. Южная экспозиция склона, защита от северных ветров, удобная дорога говорили о некогда процветавшем хозяйстве. Вокруг поляны и вдоль дороги — множество воронок и ям. Возможно, здесь были землянки, блиндажи, стояли палатки. Место было явно очень популярным.

Сейчас эта каменная дорога многократно перекрыта шлагбаумами. Последнее массовое ее использование по назначению относится к временам борьбы с последствиями гигантского оползня на Сухой речке возле Тороповой дачи. Автотрасса была разрушена, и транспорт смог из Севастополя проезжать в сторону Байдарской долины только через село Оборонное, воинскую часть ракетчиков и далее по этой лесной дороге. Необходимость в ней как в транспортной артерии иссякла. Дорогу закрыли для автомобилей. Но для пеших прогулок — место просто замечательное. Не торопясь, за три часа мы добрались до брошенной воинской части над Балаклавой. И еще через час были уже на набережной в бухте.

Спутниками нашими в путешествии были юные севастопольские тхэквондисты и их родители. Проливной дождь никому настроения не испортил. Все остались довольны. А Ирина Клушина даже написала статью о походе выходного дня. Спорт и журналистику она совмещает уже второй год. Вот она и дополнит мой рассказ.

В. ИЛЛАРИОНОВ, член Русского географического общества.

На снимках: крепость Чембало; Валерий Воронин на дороге; у входа в блок «сотки».

Фото автора.

Другие статьи этого номера