Только ли «визуальное загрязнение»?

Только ли "визуальное загрязнение"?

«…Ах, как хочется вернуться в городок,
Где все просто и знакомо, на денек»,
— пела А. Варум в финале популярнейшей в свое время телепрограммы
«Городок». И, несмотря на смешные, талантливо исполненные
потрясающим дуэтом И. Олейникова и Ю. Стоянова юмористические
сюжеты, вслушиваясь в слова этой душевной искренней песни, такая тоска
брала, аж до слез иной раз пробирало. И действительно, так тянуло, так
хотелось вернуться в свой, милый сердцу, городок, близкий, родной, где
«всё просто и знакомо». И, чего скрывать, остаться в нем навсегда, ну или
задержаться надолго. Надышаться его чистотой и свежестью, насладиться
изумрудной зеленью его скверов и парков, разноцветьем клумб,
налюбоваться ослепительной белизной и неповторимой красотой
фасадов, пройтись по улицам, площадям и пешеходным дорожкам, не
спотыкаясь на каждом шагу на выбоинах и выщербинах, не упираясь в
бесчисленное множество взгромоздившихся и там, и сям ларьков,
рекламных щитов и щиточков, не лицезрея везде, в том числе на стволах
деревьев, столбах, колоннах, осветительных опорах, бесконечные
«куплю», «продам», «сдам», «обменяю», «обналичу» и т.д. и т.п.
Увы, разумом понимаем, что это невозможно, а сердце принять эту «прозу
жизни», больше похожую на приговор, не хочет. Отказывается. И все
«пристукивает»: «А вдруг?! Вдруг еще не все потеряно? Может, стоит еще
побороться за наш Севастополь? Прежний. Самый чистый из всех городов
на почти бескрайних просторах бывшего Союза!»
Вот и читатели к этому подталкивают, не позволяют окончательно руки
опустить. Значит, не одни мы. Значит, есть еще люди, которые думают так
же и готовы продолжать бороться за любимый город. Чистый, светлый,
ухоженный, комфортный. Первым сегодня в нашей традиционной
пятничной откровенной рубрике свое мнение высказывает В. Яровой:«ЗАКОН О ЧИСТОМ ГОРОДЕ». НАМ БЫ ТАКОЙ!

«…Известно, что уличная реклама как «визуальное загрязнение» города наносит вред людям. Она настолько глубоко внедряется в архитектуру города, что её невозможно проигнорировать. В любых других местах человек пропустил бы рекламу мимо глаз, даже не обратил бы на неё внимания, но в городе невозможно закрыть глаза. Наиболее распространенными форматами наружной рекламы в нашем городе являются щиты 3 на 6 метров, именуемые биллбордами (от англ. billboard — «доска с афишей»).

Если размещение наружной рекламы не контролировать, то она быстро поганит пространство, что фактически уже свершилось в нашем родном городе-герое. Правительство Севастополя 10 мая 2016 г. приняло постановление N 430-ПП «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности на территории города Севастополя». Схему стоимостью 2,99 миллиона рублей разработала свердловская фирма «Дорожный консалтинг» в 2015 году. Она предполагает дополнительную установку рекламных конструкций на двух автодорогах: Севастополь — Инкерман и Севастополь — Ялта, а также на пяти шоссе: Балаклавском, Камышовом, Качинском, Лабораторном и Южнобережном, на «президентской» автодороге, от аэродрома «Бельбек», на набережной Корнилова, на 30 основных улицах и проспектах. На них пока планируется установка лишь 158 щитов, места для которых, согласно общероссийской практике, должны распределять на конкурсной основе по принципу «кто больше заплатит».

Межрегиональная ассоциация рекламистов Севастополя и Крыма, объединяющая более 60 предприятий рекламного рынка, 16 июня с.г. обратилась в арбитражный суд с иском к правительству Севастополя о признании незаконным и отмене указанного выше постановления N 430-ПП.

Реклама — это коммерческий проект Севастополя. В этом пытаются убедить нас рекламисты, как и в том, что размещение наружной рекламы поможет жителям города интегрироваться в правовое поле Российской Федерации. В последнее никак не могу поверить…

Вызывает недоумение, почему для депутатов законодательного собрания авторитетом является коммерческая ассоциация рекламистов, а не Москва — столица Российской Федерации, где уже полностью демонтированы рекламные щиты и тротуары зачищены от торговых ларьков и киосков?

Не так давно я вернулся из Красноярска, где навестил моего фронтового друга по Афганистану. И просто влюбился в этот удивительно прекрасный город: чистый, ухоженный, где на улицах нет никаких рекламных щитов, а лишь дорожные знаки, выполненные в едином модуле, на тротуарах нет ни одного ларька, вокруг домов — небольшие скверы, чистые зеленые газоны и стоянки для машин. Все это не только потому, что жители любят свой город, а ещё и потому, что у градоначальников с головой все в порядке.

И я подумал: почему бы нашим чиновникам и депутатам не поехать в Красноярск и не перенять опыт по благоустройству города?

На второй день после приезда из Красноярска, следуя в 109-й маршрутке от конечной остановки на ул. Бориса Михайлова до пл. Восставших, насчитал 134, а обратно — 147 биллбордов, большинство из которых вызывает только отвращение. И мне стало больно и обидно за наш город-герой Севастополь…

В начале 2000-х годов подобное положение с наружной рекламой было в бразильском городе Сан-Паулу. И тогда (после безуспешной десятилетней борьбы с ней) власти города пошли на неординарный шаг — запретили наружную рекламу вообще. Сан-Паулу стал первым городом в мире, где провели тотальное уничтожение наружной рекламы. В 2007 году мэр подписал указ Clean City Law — «Закон о чистом городе», называющий наружную рекламу формой «визуального загрязнения». В течение года было демонтировано 15000 биллбордов и 300000 рекламных вывесок магазинов, если они были слишком большого размера. Под запрет попали также объявления на общественном транспорте. Позже кампании по очистке улиц от рекламы прошли в Гренобле, Тегеране, Париже, в других городах. Несколько американских штатов, включая Вермонт, Мэн, Гавайи и Аляску, также полностью избавились от наружной рекламы. В Тегеране, например, все 1500 рекламных щитов снесли в течение десяти дней. Похоже, что движение за снос городской рекламы становится глобальным. И есть надежда, что наступает эпоха городов без рекламы…

Сегодня законно размещённых конструкций в Севастополе — более 1800 единиц. При этом настроение жителей Севастополя таково, что рекламу надо удалить.

Команда уважаемого губернатора Дмитрия Владимировича Овсянникова прибыла к нам не из какой-то там «Хацапетовки», а из столицы Удмуртской Республики. Не сомневаюсь в том, что они хорошо знают город Воткинск, видели его улицы и прекрасную, освещенную фонарями под старину, набережную у музея Петра Ильича Чайковского.

Так что же мешает Дмитрию Владимировичу внедрить в нашем городе все лучшее из удмуртских городов? Мне кажется, что для этого надо проявить смелость и издать «Закон о чистом городе Севастополе».

Жители с благодарностью поддержат такое решение губернатора.

И в этом не может быть сомнений….

Владимир Яровой, кандидат медицинских наук, ветеран боевых действий в Афганистане».

Согласитесь, жестко. Но все по существу. По количеству рекламных носителей — спору нет, их слишком много. И по качеству тоже есть вопросы. Иногда, глядя на биллборд, действительно хочется или плюнуть, или выругаться нехорошими (даже ненормативными) словами.

И раз уж наш уважаемый читатель заговорил о необходимости закона о чистом городе, было бы неплохо прописать в нем и ответственность нерадивых горожан, также вносящих свою лепту в дело «визуального загрязнения» Севастополя. А то что-то отдельные наши сограждане уж слишком «зашалились» в последнее время.

* * *

Разговор продолжают жители проспекта Генерала Острякова. Их тоже не устраивает отсутствие возможности для комфортного проживания в родном городе:

ОДНО РЕМОНТИРУЕМ, ДРУГОЕ ЛОМАЕМ

«Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Слава Севастополя»! Это крик о помощи: в такой грязи больше невозможно находиться!

На прилегающей к домам N 143 и 141-а на пр. Генерала Острякова территории проводились ремонтные работы по замене труб для подачи теплового носителя в жилой дом. Проводились они с 5 сентября по 19 октября, хотя по графику на ремонтные работы был определен месяц. Трубы заменили, но работы не были закончены должным образом.

Раскуроченное асфальтовое покрытие, снятое во время ремонтных работ, не было восстановлено (по состоянию на 23 ноября. — Ред.), а после прошедших дождей дорога осела на полметра, владельцы авмомобилей не могут ни подъехать на машине к дому, ни заехать во двор.

Чтобы дойти до остановки, не испачкав обувь, приходится надевать резиновые сапоги и потом переобуваться или обходить через другие дворы вокруг, что создает большие неудобства для жителей и приводит к затрате лишнего времени.

Просим оказать помощь в решении важного для нашего двора вопроса, что облегчит перемещение людей по прилегающей территории на подъезде к домам N 143 и 141-а.

С уважением А.Я. Ходос, С.С. Талдина, В.А. Кутузов, А.В. Хлистунова и другие (всего 11 подписей)».

Вот почему у нас так: хотели вроде как лучше, а получилось, как всегда? Ремонт завершили — асфальтовое покрытие оставили раскуроченным. И сколько жильцам домов N 141-а и 143 на проспекте Генерала Острякова прикажете грязь месить да кругами к остановке выходить?

Нельзя сказать, что этой теме на уровне городского правительства внимание не уделяется. Врио губернатора Д. Овсянников коммунальщикам поставил четкую задачу — производить работы «по уму», т.е. в комплексе, не оставляя после ремонта разрытий и мусорных куч. Вот только когда эта задача будет выполнена — сказать сложно. А так хочется конкретики.

И если «остряковцы» страдают, если можно так выразиться, внутри двора, то бишь локально, то на ул. Генерала Петрова, 20, проблема более глобальна. Почти два месяца на довольно оживленном перекрестке посреди дороги зияет выбоина, до которой, видимо, никому дела нет. Чего ждем-то?

На этой не столь оптимистичной ноте разрешите откланяться до следующей пятницы.

Фото Д. Метелкина и читателей газеты.

Другие статьи этого номера