А по телевизору говорят: «Все хорошо!»

А по телевизору говорят: "Все хорошо!"

Жители Севастополя недовольны качеством медицинских услуг.
Серьезные затруднения в их получении ощущаются уже на самом первом
этапе — записи к врачу. Особенно когда необходимо попасть на прием к
узким специалистам. На это, казалось бы, плевое дело уходят дни, недели,
а то и месяцы. Зачастую процедуру можно назвать унизительной. В
редакцию регулярно приходят жалобы от севастопольцев,
отказывающихся брать во внимание так называемые временные
трудности. Увещевания, дескать, потерпите, не помогают. Трудно,
согласитесь, терпеть, когда болит сегодня, сейчас.Относительно недавно в городе заработал электронный портал «Доктор-92». По самой задумке дело хорошее: используя интернет-систему, жители города могут записаться на прием к врачу в своей поликлинике, не выходя из дома. Тысячи горожан уже освоили (кто легко, кто чертыхаясь) этот весьма прогрессивный метод. Прошли через регистрацию, заполнили необходимые бланки, внесли личные данные. При этом запись к специалистам через Интернет осуществляется заранее — за две недели. В поликлиниках, в свою очередь, остались журналы самозаписи. Попасть к врачу можно также и через регистратуру посредством обычного телефонного звонка. Но на каком этапе, где и кому повезет, никто не знает. И никто ничего не гарантирует.

Чтобы понять ситуацию, в качестве ознакомления достаточно прочитать лишь несколько отзывов, оставленных «неудачливыми просителями» в соответствующем разделе: «Записывалась к невропатологу и хирургу в 5 утра на детском комплексе (г/б N 5 ). Была 15-й в очереди. Люди, оказывается, с вечера предыдущего дня записываются, в ночь… На девятом человеке закончилась запись. Мест больше нет. Зашла тогда на портал. Но и тут нет талонов. Непонятные записи на полях «Бронь врача». Кому достается это время? А мне, чтобы записываться «вживую», надо снова ребенка бросать. Идти в рассвет. Спать под дверями. Это по телевизору нам говорят: «Все хорошо!» На деле одна имитация. РАЗБЕРИТЕСЬ!»

«Педиатр не выписывает направление к окулисту (говорит, главврач запретил!), хотя сама говорит, что нужно к окулисту. Главврач тоже говорит, мол, записывайтесь через регистратуру. Регистратура говорит: записываться надо через Интернет. В итоге — нет талонов! Это что за организация медпомощи?! Ребенку один месяц! Однажды от отчаяния поехала на детский комплекс, где приняли. Но что может врач стационара на комплексе, не наблюдая ребенка постоянно? Это должен делать врач по участку, в детской поликлинике… Бардак!»

А вот письмо из редакционной почты: «…Потребовалось срочно по рекомендации педиатра проверить глазное дно у ребенка. В поликлинике по месту жительства для записи к офтальмологу отправили «на портал». Не без усилий там зарегистрировалась — все-таки для этого нужен хоть какой-то уровень компьютерной грамотности. Обрадовалась, когда все получилось, но оказалось, что рано. Ежедневно и в те дни, которые мне называли в регистратуре, я заходила на сайт портала и видела одну и ту же информацию: «нет талонов», «нет приема» к нужному врачу. «А вы попробуйте в понедельник в два часа дня», — советовали в регистратуре. Пробовала. Бесполезно. Упрашивала регистраторш: запишите, вы там, «на боевом посту». Но и здесь непросто. «Запись по журналам начнется в 12 дня». Звоню в две минуты первого — уже нет талонов… Тут уж, простите, и приличных слов не подобрать. Обратились к платному специалисту. И с первого же звонка запись на прием к врачу была оформлена. В обозначенный час приняли, благосклонно выслушали, вежливо и квалифицированно обслужили. Другое дело, что, согласно диагнозу, необходимо обследоваться дальше у других «детских» специалистов. И понеслось: «Позвоните, подождите, нет талонов»…

Почему так происходит? Где система дает сбой? Как неоднократно сообщали в СМИ, одна из самых острых проблем здравоохранения Севастополя — нехватка кадров. В наличии узких специалистов можно пересчитать на пальцах одной руки. Еще в 2014 году в севастопольской медицине был дефицит врачей в количестве 800 человек и медицинских сестер — 1500 человек. Спустя два года городу не хватает порядка 600 врачей и 1000 медсестер. Кроме того, сегодня в сфере городского здравоохранения работают 1100 пенсионеров. Предполагается, что почти 500 работников выйдут на пенсию в течение ближайших пяти лет. Однако, по мнению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, чьи рабочие поездки в наш регион часты, проблема в Севастополе, как и во всей стране, не столько в дефиците кадров, сколько в их дисбалансе — неправильном распределении врачей и среднего персонала по системе. Поэтому «наша задача — терпеливо реформировать систему, и кадровый вопрос будет решён».

Сегодня как частичный выход из создавшегося положения решено пригласить в Севастополь специалистов из Морозовской городской детской клинической больницы. Московские врачи будут работать вахтенным методом, приезжая бригадами на несколько дней или недель. Бригады будут сменять друг друга, сообщила исполняющая обязанности директора департамента здравоохранения Севастополя Ольга Емельяненко. По ее словам, укомплектованность медперсоналом составляет около 70 процентов. Из других регионов Российской Федерации в Севастополь уже привлечено 28 врачей и 12 фельдшеров, но этого недостаточно, говорит Ольга Емельяненко.

Пока чиновники «отлаживают» и «настраивают», выросла доля россиян, вынужденных посещать платные поликлиники и больницы. «В 2016 году мы увидели рост доли потребителей платных медицинских услуг с 34 до 40%», — сообщает профессор финансового университета при правительстве РФ А. Зубец. Об этой и других тенденциях говорится в новом исследовании финансового университета, проведенном по заказу социального блока Кабмина.

Вот только платная медицина, по данным опроса, заслужила самые низкие оценки по сравнению с государственным здравоохранением. «Возможно, это связано не столько с низким качеством услуг, сколько с неудовлетворительной потребительской оценкой соотношения их цены и качества», — предполагает профессор. Еще один неожиданный вывод исследования: 66% жителей крупных и средних городов довольны качеством медицинских услуг. Самые высокие оценки своим поликлиникам, больницам и врачам дают пациенты Тюмени, Грозного, Пензы, Омска и Барнаула. Минимум удовлетворения демонстрируют жители Севастополя, Ярославля, Иркутска, Махачкалы, Волгограда.

Наш город замечен и в других малопривлекательных «списках». В Севастополе отмечен наибольший недостаток поликлиник (а также в Иркутске, Краснодаре, Новосибирске, Рязани), имеется значительная нехватка диагностических центров, недостает больниц.

Фото Дмитрия Метелкина.

Другие статьи этого номера