Бюджетный переполох

Декабрь — традиционное время подводить итоги за год и составлять планы
на следующий. 20 декабря президент РФ Владимир Путин подписал закон
о федеральном бюджете на 2017-2019 годы. Свои бюджеты уже утвердили
многие регионы страны. Мы захотели обсудить эту тему с нашими
читателями и пофантазировать: «Если бы мнение жителей могло повлиять
на решение городских властей о распределении средств, куда лучше всего
направить деньги, а на чем можно и сэкономить?»МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ

Александр Григорьевич Крыва:

— На благоустройство. Я живу в районе улиц Толстого и Пирогова: совершенно никто не занимается благоустройством территории. Стоят заброшенные киоски. Асфальт местами разрушен, озеленение выглядит сиротливо. До нашей управляющей компании идти всего 150 метров, но на пути — огромная яма. Фонарь не работает много лет. Забота о городе в нашем районе не ощущается, наоборот, складывается впечатление разрухи. Средневековье. Кстати, и дворники у нас, кажется, хорошие, а вот мешки с мусором не убираются по нескольку дней.

Рушатся ступеньки лестницы, подпорная стена — все то, что было построено еще в советское время, во времена нашей молодости. Нового нет ничего. Сэкономить пока можно на праздниках, а на благоустройстве нельзя экономить. Как-то просто сообщается новость о том, что 30% бюджета не освоено, но, если вдуматься, это же огромные деньги, миллионы рублей. Немаловажную роль играют остановки общественного транспорта — многие из них находятся в плачевном состоянии: нет навесов, скамеек, люди в жару сидят на бордюрах. Грустная пока картина.

Нелли Ивановна Бойко:

— Городу в первую очередь необходимо обратить внимание на коммунальное хозяйство! Управляющие и ресурсные компании должны находиться под жестким контролем компетентной комиссии городского правительства. Куда деньги идут? На какие цели их тратят УК? полное уныние в этой сфере. Моему дому, например, 40 лет. Подвал в ужасном состоянии. Внутридомовые сети по всему городу — тоже. Одного желания жильцов общаться с управляющими компаниями, компаниями — поставщиками услуг, недостаточно. Только контроль властей. Пока мы предоставлены самим себе. Кстати, многоквартирные дома — достаточно сложный организм. Непонятно, каким образом соседи должны решать всё, как одна семья. Взаимодействие с множеством соседей — вещь порой непростая: одни чего-то хотят, другие — категорически против.

Я — член домового комитета, естественно, неоднократно приходилось обращаться в УК и в различные инстанции, но ЖКХ — «темная лошадка». Деньги идут непонятно куда. Зимой мы платим за холод, летом — за жару (это я про отопление). А на те деньги, которые мы куда-то и кому-то платим, можно было бы провести повсюду если не золотые трубы, то серебряные уж точно.

Татьяна Николаевна была лаконична: «Насколько я поняла, на данный момент в бюджете города не запланировано возведение оптово-аптечного склада. А он городу, на мой взгляд, очень нужен».

Николай Семенович Редкевич, 80 лет:

— Мое мнение (и не только мое): денег нужно больше всего выделить на медицину. Чтобы пожилые люди полностью были обеспечены всеми необходимыми лекарствами. У нас, пожилых людей, у каждого болячек — полный «букет».

Анатолий Викторович Панов, житель осажденного Севастополя:

— Необходимо принять решение о распределении бюджета на приобретение лекарств в большем объеме. По закону N 209 нашего законодательного собрания, нам положено получать все виды лекарств, но в приказе Минздрава нет жизненно необходимых лекарств! Хотелось бы, чтобы горздрав расширил перечень препаратов. Пока же все — пустой звон: вроде бы закон есть, о нем говорят, а на самом деле нормального обеспечения нет.

В целом мнение наших читателей таково: деньги нужно направить на благоустройство города, включая коммунальное хозяйство, и на медицину. Сэкономить можно на балах (что, к слову, и было сделано губернатором) и слишком шикарных праздниках.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Кстати, что касается здравоохранения, то в федеральном бюджете на три года наблюдается сокращение расходов по этой статье примерно на 18,8%. Но, по словам заместителя министра финансов РФ Татьяны Нестеренко, на самом деле переживать не стоит, так как не все расходы на медицину идут через федеральный бюджет.

Бюджет здравоохранения состоит из расходов Фонда медицинского страхования (в 2017 году это 1705,9 млрд рублей) и из средств региональных бюджетов, направляемых на оплату нестраховых случаев, в большей степени относящихся к социально значимым заболеваниям — туберкулез, психиатрия, ВИЧ, наркология. Таким образом, расходы Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в общих расходах на здравоохранение составляют 60 процентов. И эта сумма находится за рамками федерального бюджета.

— Если рассматривать динамику всех расходов государства на здравоохранение, то они выросли с 2012-го по 2016 год на 18,3 процента, — утверждает Татьяна Нестеренко. — Что касается федерального бюджета на 2017 год в части здравоохранения, то со следующего года меняется механизм финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. До сих пор эта помощь оплачивалась из федерального бюджета. Со следующего года — из ФОМС. Расходы сохранятся в том же объеме, но в федеральном бюджете мы увидим сокращение, а в бюджете ФОМС — увеличение.

Кроме того, власти запланировали выполнение всех социальных обязательств, предусмотрели индексацию социальных выплат, включая пенсии. При этом со следующего года предусмотрен единый порядок индексации социальных выплат. Правда, кроме материнского капитала (его размер сохранится на уровне 2016 года).

Расходы на ЖКХ — одна из самых маленьких статей расходов, при этом в течение трех лет суммы, выделяемые на коммунальное хозяйство, будут сокращаться. А вот на Республике Крым и Севастополе российские власти экономить не станут.

Доходы бюджета страны в 2017 году запланированы в размере 13 трлн 487,6 млрд рублей, расходы — 16 трлн 240,8 млрд рублей, дефицит — 2 трлн 753,2 млрд рублей. В качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 году предлагается использование Резервного фонда в размере 1,15 трлн рублей и средств Фонда национального благосостояния в объеме 668,2 млрд рублей. В результате Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2017 году.

ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ

Окончательно региональный бюджет пока не принят, но время еще есть. Тем более, в 2016 году губернатор подписал закон о региональном бюджете только в феврале.

Приблизительно бюджет будет выглядеть так: расходная часть бюджета Севастополя на 2017 год составит 34,5 млрд рублей, доходная — 30,5 млрд рублей. Такие цифры содержатся в проекте закона Севастополя о бюджете на 2017 год, который размещен на сайте заксобрания 15 декабря.

Согласно законопроекту, в 2017 году за счет собственных налоговых и неналоговых доходов город планирует получить 12,2 млрд рублей, что примерно на 2 млрд больше, чем было в бюджете на 2016 год. Кроме того, более чем в два раза должны вырасти поступления за счет повышения эффективности использования государственной собственности: с 745 млн рублей в 2016 году до 1,68 млрд рублей. Почти в два раза — до 609 млн рублей — вырастут поступления с субъектов упрощенной системы налогообложения.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2017 году будут увеличены в 1,4 раза больше по сравнению с 2016 годом — до 18,3 млрд рублей. Как сообщил врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников в начале декабря, прирост обеспечивается увеличением финансирования мероприятий федеральной целевой программы (ФЦП) на общую сумму почти 10 млрд рублей.

Крупные мероприятия (по ФЦП): проектирование и строительство очистных сооружений «Южные» на сумму свыше 1,3 млрд рублей; строительство и реконструкция автомобильных дорог Севастополя в сумме более 1,8 млрд рублей; мероприятия, направленные на развитие здравоохранения, — 1,9 млрд рублей, развитие систем водоснабжения — 511 млн рублей. Строительство портовой инфраструктуры — 606 млн рублей, развитие общего образования — 432 млн рублей.

Тридцать миллиардов — много это или мало для городского бюджета? По сравнению с другими российскими городами, сопоставимыми по населению, — очень даже неплохо. Например, расходы Твери (официально в городе проживает столько же жителей, сколько и у нас) составят 6,7 млрд рублей. В Калининграде — 10,6 млрд рублей. А в Курске, в котором проживают 443 тысячи человек, весь годовой бюджет равен 3 млрд рублей! Так что для нашего города самое главное — грамотно освоить деньги.

* * *

Предлагаем нашим читателям финальный в 2016 году «Вопрос в лоб»: «КАК ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ ГОД? ЧТО ОЖИДАЕТЕ ОТ НЕГО?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 23 декабря, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 26 декабря.

Другие статьи этого номера