Вторая жизнь парусника «Херсонес»

Вторая жизнь парусника «Херсонес»

Сотни севастопольцев и гостей города посетили парусник «Херсонес» в воскресенье, 2 апреля. Это уже второй день открытого трапа на фрегате после его реконструкции. Познакомиться с бытом моряков и устройством трехмачтового судна, научиться вязать узлы могли все желающие. В конце марта «Херсонесу» исполнилось 28 лет. Совсем скоро он уйдет в полноценную навигацию с ростовскими курсантами и членами экипажа на борту.

 

—Буквально накануне в Севастополь прибыли 107 курсантов из Ростова, с понедельника у них начнутся трудовые будни,—сообщил старший помощник по учебной части «Херсонеса» Александр Кузюр.—У нас будет несколько выходов в море по маршруту Ялта—Новороссийск—Сочи. Студенты будут учиться работать на мачтах, привыкать к высоте, нести ходовую вахту, обучаться штурманским навыкам.
Трехмачтовый парусный Вторая жизнь парусника «Херсонес»фрегат «Херсонес» был спроектирован польским конструктором Зигмундом Хоренем и в 1987 году заложен на Гданьской верфи в Польше по заказу СССР. Его уникальность в том, что 26 парусов управляются вручную. В 1997 году фрегат установил рекорд—обогнул мыс Горн с выключенными двигателями. Повторить это больше никто из парусников не смог. Кстати, большие парусники—«товар» штучный, в мире их совсем немного. В России вместе с «Херсонесом» их всего шесть.
—Мы отмечаем день рождения парусника после его долгого забвения,—говорит капитан судна Дмитрий Тесленко.—Гостям мы показывали, как вязать узлы, провели экскурсии, концерты. Парусник примет участие в шоу фрегатов, которое состоится в Сочи в конце апреля. На сегодняшний день судно полностью отремонтировано, его проверяют инспекторы. Новые паруса получили, но будем ставить их по мере утери старых.
На борту парусника для курсантов и экипажа созданы все необходимые условия и даже есть небольшая уютная библиотека, правда, здесь вряд ли удастся найти художественную литературу. Комфортные, но крошечные кубрики. По словам членов экипажа, день курсантов заполнен полностью—скучать им некогда. Особенно, когда корабль выйдет в море. Кроме практических навыков будущим морякам снова придется слушать лекции в специально оборудованном учебном классе. Такая практика на судах очень важна—молодые люди учатся работать в команде, «понимать море», которое постоянно меняется, брать на себя ответственность.
—Мы тоже в свое время обучали курсантов, они приходили совсем «зелеными», а уходили другими, уверенными людьми,—рассказал бывший капитан парусника Михаил Сухина.—Вообще я считаю, что моряки—это храбрецы, не боятся высоты, качки. Некоторые курсанты месяца через полтора становились, пожалуй, слишком самоуверенными, им казалось, что они уже все умеют, переставали быть осторожными, но к концу практики все приходило в норму.
Михаил Иванович Сухина был капитаном фрегата с 1991-го по 2007 год. Именно под его руководством парусник обогнул мыс Горн: «Все было серьезно, без дураков. Мы всегда говорили: «Херсонес»—это не место работы, это образ жизни. Для моряка—счастье, когда ничего не происходит. Порой такая информация разочаровывала журналистов, которым хотелось узнать что-нибудь «живое»,—говорит Михаил Сухина.
Правда, «Херсонес» не раз проходил испытание сильными штормами. Одним из тяжелых дней стало 31 октября 1996 года, когда в Северном море разыгрался 12-балльный шторм. Судно потеряло 9 парусов.
При Украине экипаж парусника сам зарабатывал деньги и на ремонт судна, и на зарплату экипажа. Был заключен договор с немецкой компанией Inmaris—на «Херсонес» брали трейнизов (морских туристов). Они учились тому же, чему сейчас будут обучаться курсанты. Кроме того, парусник сдавали в аренду, на нем даже свадьбы проводились.
В 2000 году Inmaris переоборудовала «Херсонес»: 12-местные кубрики курсантов превратились в 4-местные каюты для туристов с туалетом и душевыми кабинами. Были сделаны новая вентиляция и освещение, заново отделаны внутренние помещения судна. Позже корпус перекрасили в запоминающийся красный цвет. Повысились и цены для трейнизов. Например, 10-дневный переход из Таормины (Италия) в Стамбул стоил от 779 до 2129 евро в зависимости от категории каюты.
—В Германии существовало общество любителей «Херсонеса». Эти «любители» помогали экипажу чем могли,—вспоминает Михаил Сухина.—Если кто-то из нас заболевал, «любители» заботились и сопровождали на лечение. Но потом Украине показалось, что «нема прибытку». Для многих, конечно, это стало трагедией.
В 2006 году парусник отправили в отстойник Керченского порта. Немецкая сторона предъявила Украине иск, надеясь вернуть средства, затраченные на переоборудование судна. Процесс в Гаагском суде длился более трех лет, и в итоге Украину обязали выплатить Inmaris 4,8 миллиона евро.
«Херсонес» ржавел, не ремонтировался. На судне, которое уже не выходило в море, осталась лишь часть экипажа. Почти год Михаил Иванович Сухина надеялся, что парусник снова заживет прежней жизнью, а потом, не дождавшись, ушел на преподавательскую работу.
В 2015 году «Росморпорт» решил восстановить «Херсонес». К тому времени он был в тяжелом состоянии: в некоторых местах мачты прогнили до дыр, в реставрации нуждались машины, палуба, корпус и каюты. В октябре 2015 года фрегат прибыл в Севастополь для прохождения ремонта в филиале ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». Чтобы восстановить корабль в первозданной виде, понадобилось более 150 млн рублей. Ремонт завершился в июне 2016 года. В прошлом году судно приняло участие в Черноморской регате больших парусников.
Теперь у парусника началась вторая жизнь.

 

Анна БРЫГИНА.
Фото Владимира Докина.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера