Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Подвиг минного заградителя «Прут» у мыса Херсонес

Годом рождения героя нашего повествования считается 1879-й, а местом рождения—английская судостроительная компания John Elder & Co. При спуске на воду пароход получил название Kinfauns Castle. Но в феврале 1884 года он был продан Добровольному...

Годом рождения героя нашего повествования считается 1879-й, а местом рождения—английская судостроительная компания John Elder & Co. При спуске на воду пароход получил название Kinfauns Castle. Но в феврале 1884 года он был продан Добровольному флоту в Россию и переименован в «Москву». Летом 1895 года Доброфлот продал почтово-пассажирский пароход Морскому ведомству под учебное судно с именем «Прут». Не избежал пароход судьбы всей многострадальной России. Восстание большевиков в 1905 году коснулось и его. Под командованием большевика Петрова, захватившего власть на борту, учебное судно неудачно пыталось присоединиться к броненосцу «Потемкин» в Одессе, вернулось в Севастополь и было встречено верными царю кораблями. «Прут» на время стал плавучей тюрьмой для бунтарей.

 

В 1909 году пароход Подвиг минного заградителя «Прут» у мыса Херсонеспереоборудован под выполнение задач постановки минных полей (до 900 мин). Судно стало кораблем и было оснащено десятью
47-мм и 37-мм орудиями, пулемётами. Ранним утром 29 октября 1914 года «Прут» в море недалеко от Севастополя встретил германский линейный крейсер «Гебен». Это был первый день военных действий на Черном море и последний день плавания минзага «Прут».
Под эгидой Севастопольского отделения РГО сейчас проводился поиск места гибели минного заградителя «Прут». Доктор географических наук, профессор, председатель Севастопольского городского отделения Русского географического общества Елена Николаевна Воскресенская считает: «Судно историческое, но ему незаслуженно уделялось мало внимания. Старания были вознаграждены. На морской карте есть отметка для организации спуска на заградитель. Во всем мире известен подвиг легендарного крейсера «Варяг», который погиб, но не спустил флаг. Но мало кто знает, что подобный подвиг был совершен и на Черном море минным заградителем «Прут». Севастопольских географов городского отделения РГО заинтересовал факт гибели этого корабля. Летом прошлого года мы встретились с отцом Георгием. Он рассказал интересную легенду о затопленном корабле и о судовом священнике—иеромонахе Антонии, единственном из судовых священников, который за свой подвиг был награжден орденом Святого Георгия IV степени».
Настоятель Свято-Никольского храма, расположенного на Северной стороне Севастополя, написал книгу, в которой собраны мирские деяния священников на кораблях российских флотов. Отец Георгий вспоминает: «Работая над книгой «Военное духовенство России», дойдя до Первой мировой войны, я писал о тех священниках, которые были награждены высшей воинской наградой—Георгиевским крестом. Их было четырнадцать человек. Первым из награжденных был иеромонах Антоний.
В 5 часов утра 29 октября 1914 г. корабли Черноморского флота получили радиограммы о начале войны. Около 7 часов, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель «Прут» (командир—капитан 2 ранга Георгий Александрович Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер «Гебен» (командир—капитан-цур-зее Р. Аккерман, весь экипаж крейсера немецкий—от командира до кочегара). «Прут» передал в Севастополь сообщение о встрече и свое местонахождение—44°34”N 33°01”E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с требованием сдаться.
Немцы применили военнуюПодвиг минного заградителя «Прут» у мыса Херсонес хитрость. На своем корабле они подняли турецкий флаг, то есть флаг государства, которое не объявляло войну. В то время это был самый мощный крейсер с крупнокалиберными орудиями. На борту нашего корабля находилось более трехсот человек (экипаж и батальон пехоты, который из Ялты следовал в Севастополь) и семьсот морских мин, это примерно семьдесят тонн тротила. Силы были неравными. Снаряды с малых пушек заградителя даже не долетали до немецкого крейсера.
Минзаг поднял на мачтах флаги и пошел к берегу. Командир принял решение затопить корабль. Сразу была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков сначала уничтожил шифры и секретные документы. Были спущены шлюпки. Но места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.
В 7 час. 35 мин. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Бил наверняка, как по мишени на учениях. Под огнем вражеского корабля на «Пруте» начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление «Прута», командир приказал произвести подрыв днища. Для этой цели на корабле были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогузский и минный кондуктор. Запас мин не сдетонировал. Через 10-15 минут после открытия огня «Гебен» ушел в сторону мыса Сарыч, поручив добивать русский корабль турецким миноносцам «Самсун» и «Ташос». Они продолжили обстрел горящего корабля.
Примерно в 8 час. 40 мин. «Прут» встал почти вертикально и с развевающимися на мачтах флагами затонул в 10 милях к западу от мыса Феолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник 70-летний иеромонах Антоний. Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Турки взяли в плен трех офицеров, в т.ч. командира, корабельного врача Алёшина, мичмана Архангельского, двух кондукторов и 69 матросов. Вражеские эсминцы ушли. На место затопления минзага пришла из Балаклавы подводная лодка «Судак». Она подняла из воды оставшихся членов экипажа в составе трех офицеров и 199 матросов и позже передала их на борт госпитального судна «Колхида». В бою погибли лейтенант Рогузский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.
Если взять координаты, переданные с борта минзага «Прут», и проложить его путь к ближайшему берегу (мыс Херсонес) с тем условием, что хотя бы 30 минут корабль шел с максимальной скоростью—13,5 узла, то можно предположить, что «Прут» затонул в районе 44°37”N 33°12”E.
Отец Георгий (Поляков) пишет в своей книге, посвященной подвигам флотских священников: «Видя трагизм ситуации, иеромонах Антоний Смирнов, которому исполнилось семьдесят один год, благословил всех воинов и отказался занимать предоставленное ему место в шлюпке. По свидетельству очевидцев, они увидели, как священник ушел вниз в каюту, потом появился в полном облачении. В одной руке он держал Евангелие, в другой—крест и благословлял свою военную паству. В это время шел обстрел, и «Прут» горел. Когда была видна только фок-мачта с Андреевским флагом, «Прут» ушел под воду. Священник был посмертно награжден Георгиевским крестом. В основном вся команда спаслась. Этот подвиг прославил Андреевский флаг. Мины были затоплены и не оказались в руках неприятеля».
Отец Георгий обратился с просьбой к командующему Черноморским флотом: «Меня беспокоило то, что на дне моря лежит семьдесят тонн тротила в морских минах. Также была просьба поднять останки священника и перезахоронить его на Братском кладбище, где лежат герои Первой мировой войны. Была надежда поднять Андреевский флаг. Находясь на глубине 140 метров, он мог сохраниться из-за отсутствия течения».
Кандидат исторических наук, руководитель подводно-археологической экспедиции Института востоковедения РАН, член Севастопольского отделения РГО Виктор Викторович Лебединский в работе над этим проектом представляет не только науку, но и специалистов-дайверов, которые могут работать на глубинах до ста двадцати метров. Вот его мнение на этот счет: «Длина корабля—сто десять метров. И на глубине сто десять метров сразу его найти было сложно. Сейчас мы готовимся к полевому сезону 2017 г., испытываем новое оборудование для поисковых работ. Это гидролокационный комплекс, который позволяет детально проводить подводную разведку. Мы осуществили несколько выходов в море и в течение недели проводили разведку в месте предполагаемой гибели легендарного минного заградителя «Прут». И на глубине сто двадцать четыре метра мы обнаружили корабль, который соответствует размерам «Прута»: 110 метров—длина и 13 метров—ширина. Над грунтом морского дна корпус возвышается на 14 метров».
Исходя из размеров и места обнаружения корпуса судна можно с большой долей вероятности, процентов на 99, говорить, что это «Прут». В мае или в июле планируется спуск. Возможно осуществить его двумя способами: либо с помощью робота—беспилотного подводного аппарата, который обследует судно, либо спустится водолаз. Тогда можно будет сделать фото- или видеосъемку объекта и осуществить подъем предметов, совершить панихиду на месте гибели. На такой глубине могут сохраниться и человеческие останки, и ткань флага. На 120 метрах минимально воздействие микроорганизмов, присутствует сероводород, и дно сильно заилено. Ил является прекрасным консервантом. Работа довольно опасная, так как на борту «Прута» и по сей день находится комплект морских мин. В мае исследователи планируют недельную работу, а в начале июля и до сентября—основную. Они надеются, что Русское географическое общество предоставит судно, с борта которого будут работать технические дайверы.
Отец Георгий собрал некоторые материалы о корабельном священнике Антонии Смирнове из Самарской епархии. Воспитывался в семье духовенства. С пятнадцати лет—при храме. Потом принял монашество. В 1914 году он должен был завершить свою службу и уйти на заслуженный отдых. Но началась война, и Антоний явил подвиг Отечеству: батюшка уступил свое место в лодке молодым ребятам. Он сделал реальный и осознанный шаг во спасение сослуживцев-моряков. В октябре вода у берегов Севастополя очень холодная, и шансов выжить в таких условиях у моряков было не много.
У берегов Крыма на морском дне лежит огромное количество кораблей разных стран и народов, разных эпох и веков. Минный заградитель «Прут»—не самый большой из них и не самый известный. Но история этого корабля важна для Севастополя. Его пример достоин памяти потомков. Работы исследователей помогут пролить свет на подробности гибели парохода, приоткроют завесу над ещё одной тайной Черного моря.

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ