«Живая память»

«Живая память»

Главное управление культуры Севастополя, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого представили выставку «Живая память» (из фондов Севастопольского художественного музея).

 

Выставка—это дань памяти тем, кто в тяжёлых испытаниях отстоял свободу, честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Обращаясь сегодня к тем незабываемым дням, мы испытываем чувство гордости за своих отцов, дедов и прадедов, чьи героизм и величие духа навсегда останутся в памяти людей.
В экспозиции было представлено более тридцати произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Среди участников выставки—художники-ветераны, для которых война—часть биографии: М.Ф. Чухланцев, М.П. Крошицкий, А.С. Смерчинский, Н.Ф. Бортников, З.И. Филиппов, П.М. Коломойцев, П.П. Мирошниченко, П.К. Столяренко…
Рядом с их работами экспонировались произведения мастеров послевоенного поколения. Их детские воспоминания и впечатления переплелись с рассказами родных, близких, участников войны и заставили по-своему посмотреть и осмыслить подвиги людей на фронте и в глубоком тылу. Среди них работы киевских художников: В.А. Мягкова, С.Н. Базилева, Г.А. Небожатко; севастопольских и крымских живописцев и скульпторов: А.И. Сухоруких, Н.В. Василенко, С.А. Чижа, Г.А. Арефьева, Т.П. Шаповаловой…
Вспомнить первые дни войны помог портрет, выполненый в 1942 году классиком советского искусства А.И. Лактионовым «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года». С чувством пронзительной боли за страдания народа вставали художники в ряды бойцов. Они верили в победу. И брали ли они в руки автомат или кисть, стояли ли у мольберта или у орудия на переднем крае, они выступали как граждане и патриоты своего Отечества.
С первых дней войны находился на действующем Черноморском флоте московский художник К.Г. Дорохов. Как бы ни были сложны условия, всеми силами он старался запечатлеть облик героев, бьющих врага, корабли, несущие бессмертную вахту, отдельные эпизоды боевых будней Черноморского флота. В наше время его работы приобрели особую ценность. Они документальны, содержательны и поэтому глубоко человечны.
Важное место на выставке занимали портретные образы известных и любимых народом героев Великой Отечественной войны. Художники Г.А. Небожатко, М.П. Крошицкий, Н.В. Бортников, С.А. Чиж, Л.С. Смерченский сумели создать яркие, индивидуальные характеры людей, которых объединяют сознание собственного достоинства, мужественная решимость, благородство, терпение и готовность к подвигу, присущие советскому человеку того времени.
В годы войны героическое и трагическое слилось воедино. Горе, трагедия гибели героя, письма-похоронки и слёзы матерей—всё это в монументальном полотне А.И. Сухоруких «У могилы солдата. 9 мая». Впечатление «скорбной паузы» производит и картина «Ушёл воевать» С.Н. Базилева. Пустота холста в сочетании с неуютной комнатой, приглушённый колорит, уходящая фигура художника, который больше не поднимет отложенную кисть… Это реквием по преподавателям и студентам Киевского государственного художественного института, не вернувшимся с войны.
О тех, кто остался навечно в отгремевшей войне, напомнил полуразрушенный дот, покрывающийся каждой весной «Живая память»пламенеющими маками (М.Ф. Чухланцев «Дот, зарастающий маками»). Прибегая к выразительности метафоры, живописец наводит на размышления о войне и мире, о подвиге и бессмертии, о нас и о тех, кто уже никогда не вернётся.
Сдержан и строг художественный язык картины П.М. Коломойцева «На севастопольской земле». Художник не просто показывает военные атрибуты, а делает их приметами сурового времени. Это своеобразный эпилог высокой трагедии, но эпилог, имеющий продолжение в нашей благородной памяти.
Отдельная страница военной истории—размышления о женской судьбе. В триптихе замечательного крымского живописца«Живая память» П.К. Столяренко звучит взволнованный рассказ о трудной женской доле, тяготах военного лихолетья, о расставаниях и надежде на встречу. И не случайно Победа предстаёт перед нами в женском облике богини Ники. Ведь именно она явилась одним из первых, дошедших до нас памятников воинской славы. Автор сумел вдохнуть в безжизненный мрамор такую силу движения, что фигура Ники кажется стремительно летящей на крыльях Победы, одержанной во имя справедливой цели.
Тема Победы неисчерпаема. Радость, праздничный салют, жизнеутверждающий настрой картины Н.В. Василенко «Праздничный Севастополь» подхватывали стремительно рвущиеся вверх «Фанфары Победы» Т.П. Шаповаловой.
Однако огромная цена Победы—это миллионы жизней, отданные за то, чтобы увидеть водружённое над разрушенным Рейхстагом пламенеющее Знамя (В.А. Мягков «Знамя Победы»).
И всё-таки, тема памяти остаётся в полотнах художников разных поколений. Работы З.И. Филиппова и Г.А. Арефьева—это картины-размышления о непростой судьбе героев войны в наши дни. Бывший фронтовик П.П. Мирошниченко в своих работах никогда не обращался к трагическим событиям. Своими картинами он утверждает неизменную красоту нашего мирного, солнечного города, как бы противоборствуя хаосу разрушения и жестокости войны.
Состоявшаяся выставка ещё раз убедила зрителя в том, что чем дальше уходит в прошлое война, тем настойчивее выступает в сознании народа сила памяти. Она идёт по дорогам жизни, воспитывает, учит сохранять мир…

 

В. ДАВЫДОВА, искусствовед.

Другие статьи этого номера