О чем свидетельства волка в овечьей шкуре

Защищая свою крутизну

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный суд страны с исковым заявлением в отношении религиозной организации «Управленческий центр «Свидетели Иеговы в России». Постановлением отечественной Фемиды от 20 апреля сего года он признан экстремистской религиозной организацией. Это постановление вступило в законную силу 17 июля после отклонения жалобы, поданной ответчиком в апелляционную коллегию Верховного суда. Корреспондент «Славы Севастополя» беседует с А.В. Мартынкиным—доцентом кафедры истории и международных отношений Севастопольского филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

 

—Андрей Владимирович, скольких человек коснулся вердикт Верховного суда?
О чем свидетельства волка  в овечьей шкуре—Представители свидетелей Иеговы в апелляционном заявлении на постановление суда сами называют количественный показатель своей паствы—175 тысяч граждан Российской Федерации, жителей севера и юга, западных и восточных окраин государства. Мне попал в руки документ полутора-двухлетней давности. На то время в Севастополе проживало в пределах 12 тысяч членов общин протестантского толка. Самая многочисленная из них—община свидетелей Иеговы.
—Как не вспомнить часто цитируемые в книгах и в прессе установки первого главы Центрального разведывательного управления США Аллена Даллеса по ослаблению СССР в первые послевоенные годы. В предписываемых его перу директивах ставилась задача расколоть общественный строй нашей Родины, стравив народы, ее населяющие, поссорив отцов и детей и, обратите внимание, искусственно насадив у нас повсеместно конфликтующие между собой религиозные секты, надо полагать, свидетелей Иеговы в том числе.
—Американцы продвигали «свидетелей» задолго до мастеров плаща и кинжала. Чарльз Рассел—их предшественник. Прибыв в 1891 году в Россию, он представился: основатель движения исследователей Библии.
—Кто в православной стране стал бы возражать против глубокого постижения Святого письма?
—Чарльз Рассел и его единомышленники не «гнали лошадей», действовали осмотрительно. Для начала в Россию пошла литература «исследователей» на немецком языке. К 1911 году представленное у нас Чарльзом Расселом движение обзавелось обществом «Сторожевая башня», что зафиксировано в выходных данных вышедшего на русском языке трактата «Где находятся умершие?» После этого не прошло и двух лет, как российское правительство официально признало открывшийся офис исследователей Библии, правда, не в Санкт-Петербурге, а в Финляндии, входившей до событий 1917 года в состав империи. В новой России общинам исследователей Библии (с 1931 года—уже свидетели Иеговы) было неуютно, впрочем, точно так же, как и представителям иных религиозных конфессий. В 20-30-е годы минувшего столетия «свидетели» были заметны в Харькове. Их численность существенно возросла в результате вхождения в 1939-1941 годах в состав СССР Прибалтийских республик, Молдавии, Западной Украины и Западной Белоруссии. Проводившиеся тогда в стране репрессии в отношении советских людей коснулись и «свидетелей». Восемь тысяч их оказалось в Сибири. Выжившим было позволено вернуться домой лишь в 1965 году. А вот официальная регистрация общины прошла лишь в марте 1991 года. Можно только предположить, какое воздействие со стороны Запада было оказано, как сегодня принято говорить, по данной повестке на президента и генсека Михаила Горбачева.
В 90-е годы секта зажила у нас вольготно. Дважды, в 1992-м и 1993 годах, поочередно в Санкт-Петербурге и в Москве проводятся международные конгрессы свидетелей Иеговы. Странно, почему на них в качестве гостя не оказался Б.Н. Ельцин? В ближайших окрестностях города на Неве был построен комплекс зданий модерновой архитектуры духовного центра секты—«Вефиля». Грациозные сооружения. Конференц-залы, рассчитанные на сотни, тысячи мест. Дома молитвы, надо полагать, за счет средств, отпущенных находящимся в американском городе Уорвике (штат Нью-Йорк) руководящим советом «свидетелей». О последнем событии, касающемся секты, уже сказано.
—Андрей Владимирович, мне хочется поделиться своими впечатлениями от некоторых результатов деятельности нынешних продолжателей дела исследователей Библии времен Чарльза Рассела. Они далеко пошли в своих изысканиях. Считаю себя счастливым обладателем Библии. Одна из них выпущена в 1888 году, другая—102 года спустя, в 1990 году. Они идентичны до запятой. Титульный лист: «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические…» Поверьте вы, Андрей Владимирович, и вы, уважаемые читатели: в дни, предшествовавшие этому интервью, совершенно случайно у меня оказалось кое-что подготовленное и изданное за рубежом… Впрочем, титульный лист оформлен иначе: «Священное Писание. Перевод нового мира» и мелким шрифтом: «Переведено с английского издания «Священное писание—перевод нового мира», исправленного (так и написано: исправленного!—Авт.) в 1984 году».
—Очень интересно.
—Но самое примечательное впереди. Открываю первый стих Бытия (первая книга Моисеева), вы его помните: 1. «Вначале сотворил Бог небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…» В этом тексте ничего не изменилось, по крайней мере, за последнее столетие: образно, лаконично, зримо, а главное—канонично. А вот выдержка из того же текста в изданном иеговистами «Священном Писании…» (уже не Библии): 1. «Вначале Бог сотворил небеса и землю. 2. Земля была бесформенна и пуста, и на поверхности водной пучины была тьма, и действующая сила Бога носилась над поверхностью вод». На первый взгляд, то же. Но ведь в каноничном тексте над водой носился Дух Божий, а в изложении наследников Чарльза Рассела—сила Бога. Сила Бога и Дух Божий—принципиально не одно и то же. Сравнивая стих за стихом, приходишь к убеждению, что на моем столе оказались две разные книги. Тексту в редакции иеговистов предпослано предисловие, чего, кстати, нет в каноничном варианте Библии. Некий комитет «по созданию «Перевода нового мира» (не возьму в толк, что означает «Перевод нового мира»?) решил (решил, видите ли!) «не использовать привычные названия «Ветхий Завет» и «Новый Завет». Иеговистский суррогат Библии издан в переводе на сто с лишним языков и диалектов общим тиражом (держитесь, читатель, за стул) 173865633 экземпляра. Нужен ли комментарий? 173,9 миллиона экземпляров! Авторы свидетелей Иеговы свободнее чувствуют себя при составлении статеек. Их помещают в массовом журнале «Сторожевая башня», в книжонках и брошюрках. До недавнего времени иеговисты бесплатно распространяли свою литературу с лотков, установленных в людных местах города. Так же неожиданно, так же, поверьте, случайно в эти дни мне досталась книжонка «Чему на самом деле учит Библия». Заглавие претенциозно, словно до авторов «свидетелей» христиане были лишены способности постичь слово Божие. Сплошь и рядом авторы книжечки ссылаются на тексты Библии (скажем так, как привыкли). Но комментарии! «Изменить мир невозможно,—читаю.—В Библии говорится (ссылки нет.—Авт.), что очень скоро Бог уничтожит этот злой мир в справедливой войне Армагеддон».
—Если не ошибаюсь, 2-3 раза свидетели Иеговы уже предсказывали конец света и всякий раз, естественно, лгали. Это снижало доверие и авторитет руководителей секты. Но без обмана им никак нельзя. Армагеддон—едва ли не самый важный их постулат. В общине «свидетелей» все держится на страхе: спасутся лишь избранные, то есть иеговисты. Все остальные, все, мы с вами в том числе,—мир Сатаны. Мир Сатаны будет уничтожен, каркают идеологи секты.
—Видный церковный полемист, церковный публицист диакон Андрей Кураев пишет: «Они (иеговисты.—Авт.) называют себя христианами и признают Новый Завет, но при этом отрицают Троицу и полагают, что Христос—пророк, но никак не Бог». Подтверждение правоты отца Андрея Кураева я нашел в книжонке, распространяемой «свидетелями». «Некоторые,—говорится в ней,—верят, что первородный Сын Бога (читай: Иисус Христос.—Авт.) равен Отцу. Учит ли этому Библия? Нет. «Чтобы признать во Христе Бога,—заочно спорит со своими оппонентами диакон Андрей Кураев,—нужен подвиг веры… Можно ли принять Евангелие, если не принять Божественность Христа?» Можно, но по-иеговистски. Они называют Иисуса Христа и Мессией, и «чутким и сердечным человеком», да и пророком тоже. Хотя, видимо, случайно проскочило утверждение Христа в записи евангелиста Иоанна: «Кто видел меня, видел и Отца». «Встать на путь истинной религии—означает уничтожить все имеющиеся у тебя предметы, которые связаны с ложной религией»,—пишут авторы книги. Так, иеговисты предают анафеме почитаемые православными верующими крестики, иконы. Оказывается, не положено отмечать Рождество.
—Но не за это Верховный суд Российской Федерации принял к рассмотрению иск Минюста. Оставим споры и дискуссии по проблемам теологии верующим.
—«Истинные служители Бога (то есть иеговисты.—Авт.) отделены от мира,—говорится в книге «Чему на самом деле учит Библия».—Однако, если закон государства идет вразрез с законом Бога, истинные христиане поступают по примеру апостолов, которые сказали: «Мы должны подчиниться Богу как правителю, а не людям». Но кто определяет, когда и в чем государство пошло «вразрез с законом Бога»? Не за океаном ли?
—А это уже то, что может стать предметом рассмотрения в суде. Истец счел необходимым обратить внимание Фемиды на нарушение «свидетелями» в своей деятельности положений собственных учредительных документов, а также действующего в стране законодательства, в том числе и федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», принятого в нулевые годы. В частности, Минюстом было обращено внимание суда на продолжавшееся распространение 95 печатных материалов, в том числе ряда номеров журналов «Пробудитесь» и «Сторожевая башня», ранее признанных судом экстремистскими «ввиду установления фактов наличия в них информации, возбуждающей религиозную рознь… о неполноценности граждан по признаку их отношения к религии». Один лишь пример: к разряду экстремистской литературы отнесена отпечатанная в Европе брошюра под внешне невинным названием «Как появилась жизнь?» Ее завезли на территорию Российской Федерации для распространения в количестве 1194,7 тысячи экземпляров. Почти миллион 200 тысяч штук. Центнеры по весу. Литература, признанная в законодательном порядке экстремистской, продолжала поступать в региональные общины «свидетелей», в том числе и в адрес тех из них, деятельность которых была уже запрещена на местном уровне в соответствии с действующим законодательством. Иеговистский центр не только поставлял юридически уже не существующим региональным общинам «свидетелей» литературу, но и продолжал их финансовую поддержку. Судом были установлены иные нарушения осуществления религиозной организацией «Управленческий центр «Свидетели Иеговы в России» уставной деятельности.
—На основании материалов дела последовало решение Верховного суда Российской Федерации…
—«…Административное исковое заявление Минюста удовлетворить. Ликвидировать религиозную организацию «Управленческий центр «Свидетели Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации. Обратить имущество ликвидируемой религиозной организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в собственность Российской Федерации…
—Конечно же, «свидетели» обвинили госструктуры в нарушении принятого у нас в 1987 году закона «О свободе совести и религиозных организациях».
—Еще как! Грозят в европейские судебные организации обратиться за защитой. Но пусть при этом отразят в своем возможном обращении, как сами иеговисты попирали права части граждан нашей страны. Страшно себе представить: в среде иеговистов не рекомендуется (по существу—запрещается) переливание крови больным своим единоверцам по предписанию врача. Не покушение ли это на здоровье, а в отдельных случаях и на жизнь простых граждан?
Иеговисту не положено служить в армии. Иеговист не может жениться на атеистке, на православной—тем более. За кого толпой члены секты будут голосовать, если пойдут на избирательные участки? За того, на кого укажет их старший.
—Что дальше?
—Вполне вероятно, что верхушка «свидетелей» будет поощрять деятельность секты в подполье, благо не в первый раз. Но это уже конфликт с законом и вытекающая из этого мера ответственности. Возможно возвращение через покаяние части верующих в лоно православия. Определенно одно: принятие Верховным судом Российской Федерации постановления послужит предупреждению нарушений прав и свобод человека, общественного порядка и общественной безопасности.

 

Интервью провел А. КАЛЬКО.
Фото автора.

Другие статьи этого номера