Фестиваль «Мир Кавказу»: благополучие начинается с культуры

До новых встреч, Кронштадт!

XVIII международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу» состоялся в Краснодарском крае. Своё искусство демонстрировали многочисленные художественные коллективы—члены 17 делегаций из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также из республик Абхазия и Южная Осетия. Количество участников—600 человек, зрителей—несколько десятков тысяч.
Организаторы фестиваля—Министерство культуры РФ, администрация Краснодарского края, Министерство культуры Краснодарского края. Впервые фестиваль «Мир Кавказу» прошёл в 1996 году во Владикавказе. Идея его проведения принадлежит народному артисту России Валерию Гергиеву. Каждый год фестиваль принимают различные регионы юга России.

 

Основная цель фестиваля—сохранение и развитие самобытного культурного наследия страны как средства укрепления единства российского общества. Этот масштабный праздник является большим общественно-политическим событием. Посредством искусства он способствует лучшему пониманию друг друга людьми разных национальностей, укреплению добрососедских отношений между регионами России.
В этой связи очень важным является участие представителей Севастополя наряду с другими регионами ЮФО в столь значимом творческом форуме. Ведь участие севастопольских художественных коллективов в подобных мероприятиях способствует быстрейшей интеграции региона в социокультурное пространство Российской Федерации.
Севастополь и Крым как субъекты РФ, входящие в ЮФО, впервые были приглашены на этот фестиваль. Наш город представлял широко известный не только в Севастополе, но и далеко за его пределами народный фольклорный ансамбль «Русь» под руководством Петра Савченкова. Он поделился с нами своими впечатлениями о фестивале.
—Для нас большая честь— представлять наш город-герой на этом масштабном фестивале,—подчеркнул Пётр Тимофеевич.—И в первую очередь хочу поблагодарить за помощь в организации поездки заместителей губернатора Вячеслава Гладкова, Илью Пономарёва, директора департамента транспорта Игоря Титова, а также депутатов законодательного собрания Татьяну Сандулову и Татьяну Лобач. Без этих людей не состоялась бы поездка на фестиваль.
Сам же форум был просто потрясающим: и по насыщенности фестивальных программ, и по разнообразию народного творчества (было представлено около 60 очень интересных, самобытных, колоритных художественных коллективов), и по высокой организации. Представьте, не успели мы сойти с парома, в Тамани нас уже встречал представитель оргкомитета фестиваля! А какая встреча была в Анапе! С хлебом-солью приветствовали нас замминистра Краснодарского края, заместитель директора театра, где нам предстояло выступить, казаки с казачьими песнями… Оказывается, о нашем коллективе там знали, в том числе и о том, что мы—золотые медалисты Всемирных хоровых игр, которые проходили в Сочи. Это было весьма приятно—вот такое отношение и к людям, и к своему делу. Очень благодарны Наталине Владимировне Бадовой—заместителю директора городского театра Анапы. Она нас буквально опекала все фестивальные дни.
—Как вас принимали зрители?
—Очень тепло. Можно сказать, на ура! Мы выступали в первый же день совместно с двумя кубанскими коллективами. Зал—примерно на тысячу мест—был забит полностью. Следует отметить, что руководители города, организаторы фестиваля присутствовали на всех концертах—от начала до конца. От них в свой адрес мы получили много добрых слов и пожеланий. К примеру, министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина так сказала: «С присоединением к России Республики Крым и города-героя Севастополя фестиваль получил новый импульс, его палитра обретет дополнительные краски. Для участников фестиваль это уроки толерантности, способности открыть свое сердце навстречу другу. На Кавказе, где люди веками чтут обычай куначества, такие уроки имеют особый смысл».
Со своей стороны, когда в финале концерта все коллективы вышли на сцену, мы по нашей традиции подарили руководству города флаг Севастополя. И, надо сказать, интерес к нашему городу очень велик. Стоило выйти на улицу, нас сразу окружали и забрасывали вопросами. Люди спрашивали: «Как вы там живёте?», «Как вам в России?», «Что у вас происходит, какие изменения?» Удивительно, но интересовалась и молодёжь.
Отвечал так: «Севастопольцы всегда мечтали жить в России. Да, трудности есть, но мы справимся и постараемся сравняться с вами».
Интересным было и творческое общение с другими фольклорными коллективами. Говорили о традициях исполнения народных песен в разных регионах и о многом другом…
—Видимо, именно творческое общение было для вас самым главным…
—Разумеется. Это необходимо любому коллективу. Пока не пообщаешься и не сравнишь себя с кем-то—какой бы ни был коллектив,—он умрёт в себе. Вот нас спрашивали: «А почему вы так поёте?» Я объяснял, что Севастополь—многонациональный город, здесь нет аутентичности. Поэтому в репертуаре у нас народные песни, фольклорные и обрядовые традиции различных областей России, Беларуси, Украины. Песенное творчество мы собирали изначально, объездив и обойдя глубинки своими ногами… Уникальность нашего коллектива в том, что мы поем песни Севера, центральной России, Дальнего Востока, Сибири, казаков Терека и Дона, Кубани, южнорусские, украинские, белорусские. Более 800 песен в нашем репертуаре!
—С кем из коллективов у вас наладились творческие связи?
—Со многими. Коллективы очень хорошие, в основном—государственные, финансируемые из бюджета. И мы уже предложили двум-трем из них принять участие в фестивале казачьей культуры и традиций «Крымские тулумбасы», предварительно согласовав с президентом этого фестиваля. Разумеется, и нас приглашают. Интересовались, есть ли в нашем репертуаре фольклорные программы, например, новогодние, масленичные, песни казаков Кубани, Дона, Терека и другие. Есть конечно. Хотелось бы показать другим регионам народное творчество Севастополя.
—В следующем году нашему коллективу исполнится 35 лет. Все эти годы мы старались сохранить в нашем городе русскую народную песню—достояние русского мира. К слову, гала-концерт с участием творческих делегаций прошёл на сцене этнографического выставочного комплекса «Атамань» на берегу моря. Уникальная этнодеревня! В её создании принимали участие все 44 муниципальных образования, которые находятся на территории Краснодарского края.
Там и мастера работают—гончары, сапожники, кузнецы, другие ремесленники, есть и хаты, и куреня, и хутора, и чего там только нет! И при каждом—концертная площадка. Туда привозят экскурсии, там постоянно проходят какие-то фестивали, различные мероприятия. Люди приезжают туда отдыхать на целый день семьями. Понятно, что «Атамань» ещё и доход в бюджет приносит. Как будто попал в собственную мечту… Идея создания подобного комплекса—на Максимовой даче—зародилась у меня 31 год назад. Поделился с Михаилом Кондратенко, тогда директором театра им. А.В. Луначарского, Анатолием Костенниковым (он был в то время заместителем начальника управления культуры). Сумели заинтересовать Всесоюзный фонд культуры, который провёл в Севастополе конференцию. В её повестке был вопрос о создании на Максимовой даче этнопарка.
А потом страна рухнула… Многие годы шёл сыр-бор на тему, что там должно быть. Думается, что самое лучшее—сделать этноэкодеревню. Ведь это уникальное место по своему ландшафту! Если в «Атамани»—равнина, то Максимова дача, если подойти по-умному, может стать гораздо более интересным центром народного творчества и ремесел. Ведь в Севастополе живут представители более 100 национальностей! На Максимовой даче можно расположить 8-9 концертных площадок, и при одновременном выступлении ни один коллектив не будет мешать другому—такая акустика. Есть инфраструктура, место для стоянки. А основой этнокомплекса может стать центр русской культуры, ведь Севастополь—русский город, и мы столько лет бились за сохранение русской культуры.
—Слушая вас, понимаешь, как важно участие в таких форумах—столько мыслей, столько идей…
—Да, фестиваль «Мир Кавказу» ещё раз показал доброту отношений народов России друг к другу. Вот это и есть дружба. Вот это и есть мир, когда можно увидеть, понять друг друга, почувствовать. Основной девиз фестиваля, который был всюду на баннерах,—«Благополучие начинается с культуры». Очень правильно. Именно с культуры начинается единство народов, единство страны. А где единство—там и благополучие.

 

Н. ШЕВЧЕНКО.

Другие статьи этого номера