Сначала пошли паровые катера…

Рынок «Шевченковский» нуждается в защите

Исполнилось 120 лет со дня открытия в Севастополе регулярного пароходного сообщения между Графской пристанью и Павловским мыском (паровые катера) и началом движения парома от Артбухты до Северной стороны.

 

…А начиналось все это так. В мае 1896 года местный купец Арон Гальперин обратился в городскую управу с предложением организовать паровое сообщение на малых пассажирских судах по бухтам Севастополя с концессией на 20 лет. В городской думе этот проект, правда, с опозданием на целый год, одобрили, и было принято решение воспользоваться услугами немецкого промышленника фон Гартмана, уже успешно реализовавшего внедрение паровых катеров шведского производства в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Концессию утвердили на 14 лет.
Надо отметить, что 120 лет назад в Севастополе на водных маршрутах центральных бухт города безраздельно хозяйничали около 200 представителей яличного промысла и цены на доставку пассажиров весьма «кусались»: чтобы проплыть от Графской пристани до Северной стороны, каждый из пяти пассажиров ялика уплачивал по 4 копейки (хороший обед из трех блюд стоил тогда 15 копеек.—Авт.).
И вот после основательной подготовки к открытию морских пассажирских маршрутов (обкатка катеров и паромов, строительство причальных стенок и кассовых павильонов) наступил день, когда первые два катера и паром-челнок «Бельбек» в торжественной обстановке начали осуществлять судоходное движение от Графской пристани и Артбухты в направлении Северной стороны и Павловского мыска. Цены для горожан были снижены вдвое. Интервал движения катеров составлял 15 минут, парома—1 час.

 

Сначала пошли паровые катера…

Сейчас, когда вновь, уже и на правительственном уровне, поставлен нестареющий вопрос об актуальности строительства моста или тоннеля по водной трассе Графская пристань—Северная сторона, отдадим должное отцам города-героя, которые 120 лет назад открыли, выходит, новую эру в морском сообщении в таком богатом на бухты городе Севастополе. Морально старели, пройдя за многие годы тысячи миль, катера и паромы, появлялись в биографии города целые трудовые династии тружеников моря, занятых в портофлоте, не менялось одно—вековая мечта севастопольцев о максимально малых усилиях, затрачиваемых на то, чтобы добраться морским путем из центральной части Севастополя до причалов Северной стороны и Инкермана. И вот—новая надежда…

 

Леонид СОМОВ.
На снимках: один из первых паровых катеров, швартующихся у Графской пристани; так выглядела стоянка яликов на Северной стороне до появления парома-челнока «Бельбек».

Другие статьи этого номера