Проект запруды Керченского пролива лейтенанта 1-го флотского экипажа В.Д. Менделеева.
Керченский пролив на протяжении всей своей истории имел различные названия—«Бычий (коровий) брод», Босфор (Боспор) Киммерийский, Таврический, Еникальский, наконец, Керченский. Здесь, на стыке Черного и Азовского морей, сходились интересы многих государств и регионов мира, поэтому строительство перехода (моста) из Европы в Азию было предопределено исторически и нуждалось лишь в техническом воплощении.
В 1869 г. по дну Керченского пролива к Кавказскому побережью была проложена самая протяженная на тот момент линия индоевропейского телеграфа из Лондона в Калькутту…
В 1880-м профессор Петербург-ского университета Д.И. Менделеев путешествовал по Кавказу и Крыму (впервые он оказался в Таврической губернии в разгар Крымской войны, в 1855 г. его консультировал великий хирург Н.И. Пирогов, участник обороны Севастополя 1854-1855 гг.). В путешествии Д.И. Менделеева сопровождал его сын Владимир, кадет Морского корпуса. «При проезде от Керчи до Севастополя,—вспоминал Д.И. Менделеев,—зародился у него проект запруды Азовского моря… а события 50-х гг., ожившие в юном моряке-кадете при посещении этих исторических мест, еще более укрепили в нем мысль о великой пользе запруды. Запруда эта, защищенная сильными крепостными верками в Керчи, может сослужить большую службу… при войне… дать безопаснейшее убежище всему нашему… Черноморскому флоту».
Владимир Дмитриевич Менделеев (1865-1898), старший сын Дмитрия Ивановича Менделеева, связал свою жизнь с морем. В 1884 году он окончил Морской кадетский корпус, в 1890-м был назначен мичманом на новейший броненосный фрегат «Память «Азова», служить на котором считалось большой честью. Кораблю предстояло обогнуть Европу, зайти в Севастополь, принять на борт цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) и затем следовать на восток вокруг Азии.
Однако Османская империя отказалась пропустить крейсер через черноморские проливы, цесаревич взошел на борт в порту Триест, принадлежавшем Австро-Венгрии. «Восточное путешествие» будущего императора, как известно, едва не закончилось трагически: в 1891 году в японском городе Оцу полицейский напал на наследника российского престола и ранил его. На следующий день офицеры и матросы с корабля (в их числе—В.Д. Менделеев) в сопровождении переводчика прибыли в Оцу для фотографирования места происшествия (Д.И. Менделеев с сыном серьезно занимались фотографированием). Всего во время похода Владимир Менделеев сделал более 200 снимков.
В 1896-м лейтенант 1-го Балтийского флотского экипажа В.Д. Менделеев был назначен ротным командиром. В свободное время он стал разрабатывать подробности своего азовского проекта. В 1897 г. «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива» с «величиной основного капитала 9 млн рублей» был представлен В. Менделеевым на рассмотрение министру финансов С.Ю. Витте и одобрен к публикации, а его автор получил в Министерстве финансов должность инспектора мореходных классов. Внезапная смерть в декабре 1898 г. от «инфлуэнци» (гриппа) не позволила ему увидеть публикацию своего труда. В память о сыне, на которого Д.И. Менделеев «рассчитывал возложить часть своих заветов, так как знал не известные окружающим высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины, которыми он (сын.—Ред.) был проникнут…», великий ученый в 1899 г. в Санкт-Петербурге выпустил посмертное издание «Проекта поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива».
Суть проекта состояла в сооружении в Керченском проливе плотины со шлюзами, углублении (поднятии уровня) Азовского моря на десять футов (3 м) и превращении его в «чисто русское внутреннее море».
Запруда должна была состоять из трех частей: большой и средней плотины общей длиной 1550 саж. (3300 м) и дамбы на косе Чушка—5850 саж. (12480 м). В большой плотине были предусмотрены два шлюза для больших морских судов. Кроме того, предусматривалась вспомогательная плотина на Бугазском рукаве р. Кубани. Воды, сбрасываемые на Большой Керченской и Бугазской плотинах, предполагалось использовать «как источник силы», то есть по существу—создать гидроузел. С целью обоснования проекта его автор рассмотрел экономические и физико-географические условия Приазовского края, определил «затрату на предприятие и ее возвратность», а также «государственные и экономические последствия проекта».
Д.И. Менделеев был уверен, «что недалеко то время, когда русская мысль и русская воля окрылятся еще более, чем ныне, смелостью совершать мирные дела, полезные родине и всему миру…» К сожалению, проект запруды Керченского пролива не был воплощен в Российской империи, не удалось успешно завершить строительство моста и в Советском Союзе.
После возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации президент РФ В.В. Путин уже 19 марта 2014 г. поставил перед Министерством транспорта задачу «построить через Керченский пролив мост». Сегодня на «стройке века» круглосуточно, практически при любой погоде работает более 10 тысяч человек и более 500 единиц техники, в том числе тяжелые морские самоходные плавучие краны, спроектированные и построенные в 70-80-е гг. в Севастополе. Создавшие их предприятия—ЦКБ «Коралл» и «Севморзавод» (ныне филиал «Севморзавод» АО «Центр судоремонта «Звездочка»)—входят в основную кооперацию из 220 предприятий, обеспечивающих строительство в Керченском проливе.
Крымский мост—это символ крепости российского духа и самодостаточности российского государства, демонстрация возможностей наших предприятий, их способности справиться со сложнейшей инженерной и строительной задачей. По мнению В.В. Путина, открытие автомобильного движения по Крымскому мосту в 2018 г. «даст импульс развитию Крыма и всего российского Причерноморья».
Ю. СТОГНИЙ, научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.
На снимке: Д.И. Менделеев (слева) с сыном Владимиром, мичманом ЧФ.