Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

Качели фарта блистательной звезды Ленкома

…У победителей раны не болят. Это—об Александре Гаврииловиче Абдулове, блестящем артисте от Бога, всенародном баловне, который к апофеозу своей жизни так и не оставил никакого завещания. Ибо полагал: случись подобное— это означало бы сдаться....

…У победителей раны не болят. Это—об Александре Гаврииловиче Абдулове, блестящем артисте от Бога, всенародном баловне, который к апофеозу своей жизни так и не оставил никакого завещания. Ибо полагал: случись подобное— это означало бы сдаться. Хотя и было чем озаботиться: наследство актера везде сующие свой нос ники-«доброжелатели» на разных блогах оценивают и по сей день с алчным придыханием.
…Видимо, само провидение ниспослало этому незаурядному, яркому, искромётно дерзкому по натуре человеку судьбу удачливого во всех ипостасях игрока по жизни. То есть ему, наверное, было предначертано свыше делать и делать «ставки», отважно преодолевать невзгоды и с неизменным оптимизмом всегда уповать на ошеломляющий выигрыш—читай, «аншлаг». И такая к сердцу подступает боль от осознания того факта, как все-таки мало ему было отведено судьбой на всё про всё… Сегодня Абдулову исполнилось бы лишь 65 лет, а мир он шокировал и радовал всего 54 года…

 

Игра с жизнью

…С самого первого часа появления его Качели фарта блистательной звезды Ленкомана свет могло случиться нечто непоправимое. А именно: в семье узбекского театрального режиссера Гавриила Абдулова трепетно ждали… девочку. Но родился третий мальчик. Рядом с мамой будущего «секс-символа СССР» в родильной палате женщина ожидала желанного мальчугана, т.к. у нее уже росли две девочки. Обе роженицы решили было устроить «нежданчик»: тайно рокирнуть малышей. Однако Абдулов-родитель самым решительным образом выразил свое несогласие…
Какого цвета смотрелась фартовая метка на лацкане «фрака судьбы» героя нашего рассказа—неизвестно. Но она однозначно была, и была радужной, потому как Саша Абдулов умел жить и нести свой талант людям всепогодно, эпатажно, дерзновенно и с блеском. В его жилах, вне всякого сомнения, струилась горячая кровь лучших сынов двух народов—авантюрных, бесшабашных и многогранно талантливых русских и татар—в равных долях…
…В четвертом классе в маленьком Саше на миг проснулась семейная тяга к лицедейству. А именно: как-то он задумал шокировать родную маму, по его мнению, чудесным перевоплощением. Достал бинты, измазал их алой краской, замотал тремя слоями марли голову, нанес следы «порезов» на руки и на живот… Затем уселся на лавку возле дома и стал нетерпеливо ожидать мать в конце рабочего дня…
Финал этого «действа» был предсказуем. Мама Абдулова пришла в ужас от увиденного, а старший брат, узнав, в чем дело, наградил неофита Мельпомены двумя увесистыми тумаками.
Его отец, худрук Русского драмтеатра в г. Фергане (Узбекская ССР), мечтал когда-нибудь увидеть своего младшего сына звездой театральной труппы. А вот будущий народный артист РСФСР вначале так не считал. Он запал на творчество Beatles, увлекся фехтованием, впоследствии даже получив звание мастера спорта в этом виде современного пятиборья. При этом учился в школе весьма и весьма посредственно…
К середине 60-х он увлеченно конструировал гитары, слыл «боевым старостой» на ристалищах дворовых пацанских разборок, пытал картежное счастье в кафешке «с двойным дном» на ферганском Шахимардане… А еще заимствовал в школе химикаты и мастерил «взрывчатку», вводя по вечерам в гиперстенично-эмотивный тик пугливых соседей…
Его друг, режиссер Сергей Соловьев, как-то сказал: «Саша—человек непростой. При внешнем оглушительном «раздолбайстве» в какие-то моменты он способен стать самым педантичным немцем. Не знаю ни одной его роли в жизни, где бы он выступил злодеем или негодяем…»
А вот «весело всех обмануть», как выразился по случаю его любимейший учитель, руководитель Ленкома Марк Захаров, он был мастак…
После школы Абдулов по настоянию отца решает все-таки подать документы в «Щепку», где обвально «сходит со сцены» с характеристикой: «несоответствие внутреннего и внешнего содержания».
В армию «раздолбай» особенно не рвался, а посему по совету матери осел на год в пединституте на физкультурном факультете, параллельно срубая копеечку рабочим сцены в театре отца.
…Через год после фиаско в «Щепке» Александр Абдулов, как он говорил, «дворняжкой» все-таки вознамерился вторично покорить Москву, конкретно—ГИТИС. И в приемной комиссии первым в его пользу поднял руку замечательный театральный режиссер Иосиф Раевский. И это при том, что в Сашино сочинение «вкрались»… аж 42 ошибки…
…Учился театральному искусству Александр вообще-то спустя рукава. По канонам чисто китайской социологической системы, определяющей статус индивидуума в строю среди равных, существует такой термин—«рейтинг Д». Это когда жизненные обстоятельства человека определяются по самой низкой шкале—«несовместимость с логикой доверительного отношения окружающих».
…Частые прогулы обворожительного и талантливого «на все руки» повесы Александра Абдулова стали притчей во языцех в Ленкоме. Как-то Марк Захаров спросил: «Саша, почему ты не присутствовал на генеральном прогоне?»
Надо было видеть, какую страдальческую мину состроил Абдулов. Он даже выдавил скупую мужскую слезу и дрожащим голосом прошептал: «Я просидел всю ночь в больнице у постели любимой девушки».
Марк Захаров, наивняк, тогда поверил. Но когда эта же ситуация через две недели внаглую повторилась в черновом варианте, режиссер был вне себя: «Колись!» И Абдулов «раскололся»: «Проспал».
Другого такого нахала всесильный Захаров просто бы выгнал взашей из театра. Но не Абдулова…

 

Ну как без них…

…Рассказывая об этом ярком, удивительном, всегда заточенном на перезагрузку человеке-метеоре, невозможно представить его творчество, его судьбу без роли в его жизни представительниц прекрасной половины человечества, которые всегда, по меткому выражению Шарля Бодлера,—«приглашение к счастью». Именно так расценивал Александр Абдулов присутствие рядом с собой тех, окончательное решение которых редко бывает последним.
…Его женщины… Совсем недаром светская молва наделила Абдулова званием «секс-символ СССР». В отношениях с дамами он ценил честность, хотя как-то и выдал: «Рыцарство—благороднейшее качество мужчины в отношениях с женщиной, которая ему… не жена». Он всегда признавался в любви первым и неизменно первым… навсегда прощался…
Лишь однажды, еще на заре своего сердцеедного поприща, Саша изменил этим своим правилам. В середине 70-х его очередное любимое существо предпочло другого, и отчаяние поднаторевшего в амурных делах покорителя женских сердец Москвы было настолько безмерным, что Абдулов в обшарпанной ванной попытался вскрыть себе вены. Спас сосед по общаге, на счастье забывший на тумбочке реферат.
Несколько лет спустя, когда друзья аккуратно его спросили: «Чем думал?»—он ответил: «Дураком был»…
Он никогда не оставался один. В числе его заметных московских побед на женском фронте вначале была очаровательная танцовщица Танечка Лейбель. Она училась в мединституте, а вечерами подрабатывала в роддоме. Как-то в деканате ГИТИСа один дотошный препод обратил внимание на то, что в справке об обращении Абдулова к врачу стоит штамп… роддома городской клинической больницы № 29. Разразился скандал, и «болезного» студента чуть было не отчислили с курса.
И все-таки Абдулова нельзя упрекнуть в отрицании важности статуса семейного очага. С самой обворожительной актрисой советского пространства, Ириной Алферовой, он прожил 17 лет. Поженилась эта уникальная харизматичная пара в 1979 году, после того как Александр и Ирина вместе симптоматично и знаково отснялись в фильме «С любимыми не расставайтесь»…
Между прочим, Абдулов решился сказать «прощай» своей избраннице элегантно: без ссор и фейерверка альковных «подробностей» в лаковых журналах. Он оставил жене шикарную квартиру, а сам целый год жил… в гримерке. Хотя, впрочем, красиво разводятся только мосты.
А потом восемь лет состоял в гражданском браке с балериной Галочкой Лобановой, сменив ее на экстравагантную журналистку Ларису Штейман, которая в интервью задала ему такой вот роковой вопрос: «Против чего вы не в силах устоять?» А он ответил: «Против всего, кроме искушения… тобой» …Дальше все у них сложилось прекрасно и спонтанно…
И, тем не менее, истинная, последняя любовь пришла к знаменитому артисту в образе очаровательной одесситки Юли Мешиной, которая была младше Абдулова на 23 года, будучи, кстати, замужем. Пару лет он, полагая себя самым умным, представлял ее в своем кругу… племянницей, пока не выяснилось, что Юля оказалась готовой одарить его счастьем запоздалого отцовства.
Весной 2007-го, почти за год до ухода актера из жизни, молодая жена родила ему долгожданную дочь, которую он просто боготворил и называл ангелом…

 

Явление «обыкновенного чуда»

…Как-то Абдулов на полном серьезе сказал, кстати, будучи по жизни глубоко религиозным человеком, что у него 12 ангелов-хранителей, которые постоянно его спасают. А ведь было от чего. Мы уже рассказывали, как неожиданно кстати и даже к счастью оказался рассеянным когда-то его сокоечник в комнате № 12 по общежитию. А еще в 1975 году Александр Гавриилович должен был лететь из Москвы в Питер. Уже отзвучало в салоне самолета приветствие командира экипажа, когда после пятиминутной заминки всем пассажирам было предложено пересесть на другой самолет с цифрами 1212 на борту.
Позже пришло известие, что все-таки взлетевший через 12 часов «Боинг», на котором должен был отправиться в Питер Абдулов, разбился в Шереметьево при взлете. Все погибли, а ставка, сделанная артистом, игроком по жизни, «на зеро», выходит, была еще не последней…
…Уже на вершине своей оглушительной славы как театрального артиста и актера кино Абдулов, кажется, задался целью «пропальпировать» все одиозные казино мира. Он играл в Монте-Карло, Лас-Вегасе… А все началось с ленинградского казино, где в середине 90-х годов прошлого века он, числясь в разряде наивных «голубей», трижды поставил на число 12 как заправский «кит» (игрок, делающий очень крупные ставки, больше, чем соседи за столом.—Авт.). И что же? Все его ставки на лимит выпали… «в цвет»…
«Азарт—состояние души»,—нередко повторял Александр Гавриилович. Но надо сказать, что среди его 12 ангелов-спасителей числился и тот, который был наделен миссией вовремя остановить Абдулова на амплитудном пике удаления фарта от среднего значения. Играя как-то в «баккару» в казино Барселоны, артист так увлекся, что «окопался» за игорным столом на целых четыре дня, уже будучи готовым выставить на кон квартиру, машину и… даже бросить театр. Но некий ангел-хранитель все-таки его остановил…

 

Его окликали: «Медведь!»

В пятилетнем возрасте родитель Абдулова повел сына на премьеру своего спектакля «Кремлевские курсанты». Таким было самое первое прикосновение к артистическому миру в будущем харизматичного героя фильма «Обыкновенное чудо»—Медведя, роль которого так блистательно некогда сыграл Абдулов.
Амплуа этого подвижника сцены не было узкокамерным. Это и обаятельный Ванечка Пухов в новогодней музыкальной комедии «Чародеи» по культовой повести братьев Стругацких. Это, конечно же, и кинолента «Формула любви», где ассистент графа Калиостро, безбашенный Жакоб (А. Абдулов) в дуэте с подручным чародея, Маргадоном (С. Фарада), исполняет хитовый шлягер «Уно моменто» на музыку Геннадия Гладкова.
После выхода этой картины в прокат инспекторы ГАИ, не заглядывая в документы, мгновенно узнавали Абдулова: «А-а! Уно моменто!» (К слову, Александр Гаврилович по жизни принципиально никогда не сдавал экзамен на водительские права, ездил по доверенностям жен).
Наконец, нам всем ностальгически греют душу воспоминания о прекрасной ленте «Тот самый Мюнхгаузен», в которой Абдулов на редкость дерзновенно, с блеском сыграл роль проходимца и мошенника Генриха Рамкопфа.
К слову, комедийный талант Александра Гаврииловича еще на заре его артистической карьеры в театре Ленком прозорливо узрел Марк Захаров после первого прогона спектакля по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом-Алейхема). Марк Анатольевич, увидев Абдулова в роли грустного неудачника Менахема, сказал: «В этом парне обозначилось замечательное комедийное нутро»…
Заметим, что здесь Абдулов весьма удачно справился с ролью одного из представителей древнего избранного народа. А потому кинорежиссер Владимир Краснопольский спал и видел его в роли Вольфа Мессинга. Однако все же прав был Сергей Соловьев, говоря о «непростой простоте» Абдулова. Тому, конечно же, очень хотелось сыграть роль величайшего провидца. И в то же время он сам же и поставил себе шлагбаум одной-единственной фразой: «Трудно будет из меня сделать еврея…» Хотя, если по чесноку, то в стане антисемитов Александр Гавриилович Абдулов уж точно никогда не числился…

 

«Хочу остаться легендой…»

Многие годы в последней фазе своей жизни Абдулов вынашивал идею о создании киноленты «Выкрест». Так именовалось в черновом варианте нечто среднее между научной фантастикой и экшном по мотивам романа «красного графа» Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
И вот в начале августа 2007 года съемочная группа, где Александр Гавриилович выступил в качестве и режиссера, и продюсера, и актера в главной роли Петра Горина, прочно «оккупировала» целый гектар на западной оконечности мыса Курона в Балаклаве.
Абдулов в своем фильме решил, кстати, сменить фамилию Гарин на Горин, видимо, учитывая горестный финал всей авантюры изобретателя, к несчастью, увы, опережавшего свое время.
…Александр Гаврилович каждое утро приезжал сюда из Севастополя к девяти часам. Иногда один, иногда с женой Юлией и близким другом, актером Леонидом Ярмольником.
17 августа ему с самого утра нездоровилось. Первым это заметил его верный друг, наш легендарный чемпион боксер-полусредник Костя Дзю, которого режиссер уговорил сниматься у него в эпатажной роли китайца, занятого по сценарию… «прикуриванием от собственного пальца».
—Саша, тебе бы к врачу…
—Перестань, Костян, это лишнее. Мне просто некогда таскать свою задницу по эскулапам. До Нового года всё надо озвучить,—досадливо отмахнулся Абдулов.
И все же уже через час неотвратимое произошло. На машине «скорой» с включенной сиреной, вмиг нарушившей сонный покой балаклавской улочки Мраморной, актера доставили вначале в «девятку». Однако врачи, поставив диагноз «прободная язва», незамедлительно убедились, что в данном случае требуется такое хирургическое вмешательство, которое может быть оказано лишь в Севастополе.
В первой городской больнице им. Н.И. Пирогова врач высшей категории Юрий Фещенко блестяще прооперировал Абдулова, да так, что уже на пятые сутки актер мусолил сигарету и живо обсуждал с Леонидом Ярмольником, как следует пошагово завершить съемку, чтобы к зимнему сезону вернуться на сцену Ленкома.
Увы… До первых дней нового, 2008 года ему предстояли и неприятные консультации в Московском кардиоцентре, и поездка в израильскую клинику, где он услышал роковой приговор—«рак легких», и тайная встреча с киргизским народным целителем Ойсунбаем, и еще несколько попыток обмануть судьбу. На что тут же в конце 2007 года запестрели «клубничкой» первые страницы желтых таблоидов России и эпатажные блоги охочих до «смака» тележурналюг.
…Его, увы, как бы прощально сыгранная роль в кино—это главный герой картины, художник Алик, который по сценарию Абдулова умирает… от рака. А фильм сакрально назывался «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны».
Не иначе—смотрел в Зазеркалье. А потому в своем последнем интервью обронил под занавес: «Хочу остаться легендой…»
Остался…

 

Леонид СОМОВ.

 

* * *

Актер Абдулов. Блиц-анкета «Московского комсомольца»

—Ваш жизненный девиз?
—Всегда!
—Стержень вашей натуры?
—Я—хулиган в хорошем смысле этого слова.
—Имя любимого режиссера?
—Марк Захаров.
—Имя любимого актера?
—Де Ниро.
—Какой был самый желанный предмет в школе?
—Физра…
—Ваш наиболее почитаемый писатель?
—Их два: Достоевский и Булгаков.
—Ваша звездная роль?
—Я—миллионнопроцентно идеальный Коровьев из «Мастера и Маргариты».
—Ваша самая запавшая в сердце поэтическая вещь?
—Поэма «Двенадцать» моего тезки Блока.
—Тостируя, чем предпочтете наполнить бокал?
—Водкой.
—Самое комфортное время года?
—Лето.
—Что готовы всегда с аппетитом отведать в обеденный час?
—Самарские пельмешки.
—Ваше в будущем последнее желание?
—Я всех хочу простить и у всех прошу прощения.
Ремарка: перед блиц-интервью артист попросил журналиста «МК» ограничиться 12 вопросами.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ