Город-герой и Морзавод: локоть к локтю…

Врач Давид Ротгольц—городской голова Севастополя

…История Севастопольского Морского завода—это полная калька истории нашего славного города. Они шли и идут не в строгом фарватерном строю, а локоть к локтю, начиная с того момента, когда в Ахтиарской бухте, на юго-западном побережье Крымского полуострова, в целях создания российского военного флота как знакового форпоста нашей державы на Черном море, «назначив место под строения, доставив туда надобное количество всякого рода… материалов, контр-адмирал Ф.Ф. Мекензи заложил 3-го числа июня месяца (1783 г.) четыре здания… Четвертое—кузницу в адмиралтействе. Кузница была готова в три недели…»

 

Таковы скупые строки выдержки из «Записок» лейтенанта, флаг-капитана флотилии Д.Н. Сенявина.
Кузница стала первым строением Морского завода, которому сегодня, как и городу-герою, исполняется 235 лет со дня рождения.
Что любопытно—город стал строиться на восемь месяцев раньше, чем был обнародован знаменитый указ Екатерины II, где впервые были обозначены «крепость большая Севастополь, где ныне Ахтиар и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение…»
Что же сделали перво-наперво первостроители города и завода? Они вручную срыли до основания скалистый холм, где потом спустя многие десятилетия раскинутся доки и цеха Морзавода. Вначале здесь, на базе кузни, производился мелкий ремонт военных судов. Но уже в 1794 году тут были спущены на воду первые две шхуны военного предназначения. Они дались, конечно, корабелам нелегко: из России по бездорожью с великим трудом доставлялись сюда все строительные материалы, ощущался дефицит корабельных специалистов, казна со скрипом выделяла деньги.
Однако уже к началу Крымской кампании судоремонтная база Черноморского флота прочно стояла «на стапелях». Было введено в строй около полусотни новых парусных кораблей, в их числе и знаменитый бриг «Меркурий», снискавший в 1829 году в морской баталии с турками нетленную боевую славу воинам-черноморцам. Экипаж «Меркурия» был первым в России удостоен высшей флотской награды—кормового Георгиевского флага.
Стойкость защитников Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов немыслима без осознания решающей роли вклада в оборону города-героя рабочих и мастеров Севастопольского адмиралтейства…
Начало ХХ века было ознаменовано для севастопольских корабелов активным их участием в возрождении Черноморского флота. В частности, на поток было поставлено строительство однотипных бронепалубных крейсеров. В их числе значился и легендарный крейсер «Очаков».
97 лет назад наше адмиралтейство получает новое имя—Севастопольский Морской завод.
Он трижды вместе с городом-героем преодолевал жестокие потрясения во время войн, теряя производственный потенциал и неизменно возрождаясь, служа верной опорой базовым ценностям Черноморского флота, а также колыбелью катеров, паромов и самоходных плавучих кранов, чья грузоподъемность достигла пика 1600 тонн…
Севастопольский Морской—это кузница замечательных кадров корабельного дела. Более сотни заводчан награждены орденом Трудовой славы. Трое—Е. Виноградов, Г. Табачный и Н. Багринцев—указом Президиума Верховного Совета СССР в разное время были удостоены высокого звания Герой Социалистического Труда.
…Лихолетье 90-х годов прошлого века конечно же наложило свою печать на биографию славного предприятия города-героя, в доках которого за всю его историю получили путевку в море свыше 500 судов, было отремонтировано более пяти тысяч кораблей и судов всех типов—от пассажирских пароходов до транспортных судов. Менялись хозяева предприятия, в самом начале ХХI века численность рабочих и служащих здесь доходила порой до нескольких сотен. Номенклатура заказов в «нулевые» годы сужалась до исторического минимума. И, тем не менее, «морзаводцы» держались на плаву!
…В наши дни это древнейшее предприятие города-героя называется «Севастопольский Морской завод» АО «ЦС «Звездочка». Коллектив корабелов синхронно с ускорением темпов расцвета Севастополя уже в ранге города федерального значения в составе России активно восстанавливает, поэтапно наращивая, свой потенциал в ходе выполнения государственного оборонного заказа, будучи занятым и в тяжелом плавкрано-строении, и в гражданском судоремонте.
О важности расширения сфер гражданских коммерческих заказов говорил в мае 2018 года на встрече с севастопольскими корабелами Сергей Маричев, генеральный директор АО «Центр судоремонта «Звездочка», в составе которого в настоящее время находится Севастопольский Морской завод. И в этом направлении уже делаются конкретные шаги. А именно: в конце прошлого года на стапелях Морзавода был заложен тяжелый плавкран грузоподъемностью 400 тонн, по его «близнецу» завершается этап договорных формальностей. После успешного проведения швартовных испытаний обоих гигантов коллектив корабелов Севастополя вновь возвратит себе титул всероссийского центра компетенций по сооружению тяжелых плавкранов (всего на нашей верфи их было спущено на воду более 70 единиц).
В ходе памятного рабочего визита в Севастополь глава АО «Центр судоремонта «Звездочка» С. Маричев заверил наших корабелов в том, что реконструкция производственных площадей и инфраструктуры завода, расширение объема заказов на ремонт и сервисное обслуживание кораблей и подлодок ЧФ, курс на коммерческий судоремонт неизменно находят свое отражение в перспективных планах головного предприятия и что нынешний потенциал севастопольских корабелов позволяет верить в то, что уже недалек тот час, когда завод достигнет того уровня, который был у него в лучшие советские времена.
…Корабелам Севастополя не занимать и оптимизма, и огромного, накопленного многими десятилетиями профессионального опыта. Завод не единожды вставал с колен в тяжкие для всей страны годы испытаний. Возвратясь в Россию в ХХI веке, наши корабелы поистине «ставят паруса» по ветру больших надежд на впечатляющие свершения.

 

Леонид СОМОВ.

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера