Волонтерство—дело добровольное

Волонтерство—дело добровольное

2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтера). Как отметил Владимир Путин, это будет год всех граждан страны, чьи воля, энергия, великодушие и есть главная сила России. О волонтерстве мы решили поговорить с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Психология» Севастопольского государственного университета Татьяной Бессоновой, которая в течение 20 лет реализует благотворительные социальные, интеллектуальные и духовные программы для детей общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, для педагогической общественности города. С 2006 года Татьяна Ивановна вдохновляет студентов гуманитарно-педагогического института на добровольческую деятельность. В этом году исполняется 10 лет ее благотворительному проекту «Школа юных психологов», и в том, что многие старшеклассники выбирают профессию психолога, есть и её заслуга, как и в растущем год от года количестве победителей всероссийской олимпиады «Звезда» по направлению «Психология». Под её руководством студенты сегодня изучают социальные дисциплины, пишут и реализуют проекты, помогают тем, кому это необходимо. В 2013 году волонтёры ГПИ сотрудничали с 12 социальными государственными учреждениями и общественными организациями. По её инициативе ГПИ СевГУ сегодня подписал новые договоры о сотрудничестве добровольцев-студентов с региональными организациями «Особые дети», ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Опыт реальной работы позволяет Т.И. Бессоновой объяснить многие социально-психологические явления, присущие нашему обществу.

 

—Татьяна Ивановна, как долго изучается волонтерское движение, и какое место оно занимает в нашем обществе?
—Проблема добровольчества в современной психологии занимает одно из важнейших мест,—говорит Татьяна Бессонова.— Ее исследование началось более ста лет назад и не прекращается до сих пор, за это время обосновано несколько моделей волонтерства как в исторической плоскости, так и в аспектах разных научных школ. Социология выделила около 30 направлений волонтерской деятельности (социальное, патриотическое, инклюзивное, культурное и др.) и выстроила около 150 видов волонтерства (организованное, неформальное, квазиволонтерство, ситуативное, полуволонтерство, проектное и др.). В 1920 году во Франции близ Вердена был осуществлен первый проект волонтерского лагеря с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные во время Первой мировой войны фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но были обеспечены проживанием, питанием и медицинским страхованием—этот принцип организации волонтерского труда внедряется сегодня в РФ.
Социально-психологическая практика по-прежнему опережает научные изыскания и способствует формированию устойчивого комплекса положительных представлений о добровольце и его добровольческой деятельности. По данным «Доклада о человеческом развитии» (2016 г.) Института Гэллапа, в Норвегии во всевозможных добровольческих организациях состоит 42% трудоспособного населения, в Соединенных Штатах и Канаде—48%, в Западной Европе показатель достигает 67%, а в России—12%. Уровень благотворительности оценивался по трем критериям: участие граждан в движении волонтеров, денежные пожертвования и помощь незнакомым людям.
Однако эти показатели явно занижены по причине незнания нашей российской специфики и отсутствия статистики об участии граждан в движении добровольцев. Наша народная мудрость гласит: делать добро спеши, но языком не чеши, то есть в нашей культуре творить добрые дела надо не для статистики. По направлению «помощь незнакомым людям» российская практика, безусловно, является самой многочисленной. На своих практических занятиях я прошу студентов оформить паспорт добровольческой деятельности как формальной, так и неформальной. Так вот, каждый третий студент-психолог, помогая людям, не стремится к публичности и общественному признанию. Это духовная культура милосердия, сформированная нашими семьей и школой. Безусловно, в практике должны быть и командные дела, и проекты молодых социальных лидеров, чьи профессионализм и милосердие смогут спасти страну от коррупции.
—Вы много лет работаете с молодежью. Какова мотивация современных добровольцев?
—Анкетирование студентов-гуманитариев в 2010-м и в 2017 году (выборка составляла по сто человек) выявило следующие особенности и отличия мотивации к добровольчеству. В 2010 году мотивы сострадания составляли 29%, а в 2017-м—11%. Возросла социально-политическая мотивация с 21 до 85%. Мотивы решения своих собственных проблем и амбиций увеличились с 7 до 61%. Отмечается их широкий диапазон: здесь и приобретение профессионального опыта, и расширение социальных связей как полезных для будущей профессиональной деятельности, и др. Окружающим доверяли в 2010 году 70% волонтёров, в 2017 году—45%. Желание помогать нуждающимся стабильно—64% и 68%, как и проводить свободное время с пользой для себя—15%. Необходимо отметить появление новых мотивов—мотива креативности и мотива веселья.
Теория истинного добровольчества восходит к нашим духовным традициям и включает на современном этапе и прагматизм нашего времени: творить добро и для себя, и для других. Думаю, что данный переходный этап не лишен влияния многих предшествующих практик.
—Над чем сегодня работают студенты-волонтеры?
—В нашем вузе разработана патриотическая программа поколений «Вместе». 11 апреля 2018 года сделан ее первый шаг—встреча-семинар студентов и ветеранов «Стратегия долголетия севастопольцев: отечественный и мировой опыт». Студентами подготовлена и вручена печатная и электронная книга объёмом сто страниц «Лучший мировой опыт заботы о старшем поколении» для библиотеки Академии третьего возраста ветеранской организации. Ее авторами стали студенты
3-го курса очного отделения направления подготовки «Психология служебной деятельности». Организационный комитет возглавили студенты Ю. Бескоровайный, А. Велиева, А. Гайдук, М. Крапивник. Были подведены итоги студенческого конкурса плакатов для социальной рекламы города «Счастливая старость—путь к долголетию» (представлены 64 плаката). Жюри конкурса в составе преподавателей кафедры «Психология» и студентов Д. Жеребцова (председатель жюри), В. Воинская, М. Григоренко, И. Трибунский (члены жюри) определили победителей. Лучшими были признаны плакаты студентов заочной формы обучения направления «Психология» И. Бережной, В. Мелковской, О. Мирошниченко, В. Шрамковой. Плакаты-победители будут украшать вестибюли общественной организации, а электронные версии всех участников безвозмездно переданы в рекламные службы города, возглавляемые нашими выпускниками-психологами, для продвижения идеи поддержки пожилых людей.
К Дню города проведена фотовыставка студентов «Новая старость—герои изменений», организованы в ГПИ площадки общения поколений «Гордость быть севастопольцем», конкурс молодежных социальных проектов «Межпоколенное единство севастопольцев» (победители будут определены на первой региональной межпоколенной практической конференции 28 сентября сего года). Это интересные политические, гражданские и социальные инициативы молодежи. А вот отряд численностью 27 человек в течение года, не претендуя на публичное признание, помогает одиноким пожилым людям города. В этот отряд из трех тысяч человек института записались и стали помогать пожилым людям 27 юношей и девушек— будущие психологи, учителя начальной школы, учителя русского и иностранного языков. Я вижу в них реальные черты истинной добровольческой деятельности.
Так что присоединяйтесь, мы ждем всех студентов СевГУ. Адрес инициативной группы: sggu_kpp@mail.ru, руководители школы волонтеров—доцент Т.И. Бессонова и студентка
4-го курса отделения психологии Д. Жеребцова.
— Спасибо за беседу. Будем надеяться, что истинных волонтеров с каждым годом в Севастополе будет все больше.

 

Елена Иванова.

 

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера