В расположенной на балаклавской улице Крестовского мастерской-студии заслуженного художника Украины Мурада Сихарулидзе работает необычная выставка. На ней представлены работы хозяина, керамиста, и его друзей—скульпторов Владимира Ханова и художника-графика Александра Завьялова.
Места прадавних поселений людей в Севастополе (взять хотя бы Херсонес Таврический или Балаклаву) буквально нашпигованы крошевом древней керамики. В посуде из обожженной глины бродило вино, хранили запасы воды, готовили пищу… Без нее не обходились при изготовлении женских украшений, рыболовецких снастей—везде она годилась.
Недавно один из телеканалов показал сюжет об огромных, пятитонных(!) пифосах, обнаруженных где-то в Грузии.
В середине 60-х годов минувшего века Мурад Сихарулидзе получил образование в Мцхете—грузинском городке, широко известном не только своими архитектурными памятниками, но и художественным училищем керамистов. С его дипломом Мурад Семенович оказался в Башкирии, на Салаватском заводе технического стекла.
Стекло—не керамика. В беседе с корреспондентом «Славы» Владимир Суханов вспомнил статью знаменитого директора пользовавшегося славой Балаклавского завода строительных материалов Ивана Иванова, опубликованную им во всесоюзном журнале «Декоративное искусство». В ней Иван Петрович делился планами по расширению ассортимента выпускаемой предприятием продукции. Пусть, писал директор успешного производства, кирпичи потоком идут на стройки Севастополя и крымского Южнобережья. Но ведь глина вполне подходит, чтобы поставить на поток и товары народного потребления. А значит, в возглавляемом Иваном Ивановым коллективе не обойтись без художников-керамистов.
Журнал «Декоративное искусство» Мурад Семенович не читал на постоянной основе, но в 1972 году керамист оказался в Балаклаве по персональному приглашению Ивана Петровича. Без волокиты новоселу предоставили квартиру: живи и твори.
Свыше четверти века длился звездный час художника-керамиста. По установленному графику на региональном и республиканском уровне проводились заседания художественных советов, выставки, творческие командировки; общение на профессиональном уровне вдохновляло, побуждало достигать в деле амбициозных высот.
Памятен давнишний визит в Балаклаву руководителей четырех десятков родственных предприятий со всех концов страны. И они, и отраслевой министр признали лидирующее положение, которое на то время занимал наш завод стройматериалов. Никто не допустил преувеличений в высокой оценке таланта и умения Мурада Сихарулидзе—впоследствии, как уже сказано, заслуженного художника Украины, обладателя медали ВДНХ СССР, почетной грамоты Верховного Совета УССР, звания почетного члена Академии наук Республики Крым.
До нынешней выставки дошел чайный сервиз, который произвел сенсацию на показе, устроенном в американском Лос-Анджелесе. Здесь также можно увидеть набор изделий, от которого долго не отходил высокий, нет, высочайший киевский начальник. Есть и «черновик» огромной вазы. Лучший ее вариант преподнесли мэру Москвы недавнего прошлого, Юрию Лужкову. Тогда Юрий Михайлович приехал к нам тоже не с пустыми руками. Севастополю им был пожалован в дар пяток, может, больше автобусов. Соответствующие надписи были сделаны на их бортах.
Как не вспомнить «лихие» 90-е. Тогда редакция «Славы Севастополя» бросилась самостоятельно добывать бумагу. Чтобы задобрить ее производителей, наш человек в качестве сувенира отвез далеко-далеко лучший образец продукции Мурада Семеновича и его товарищей. Об этом я напомнил в беседе с художником накануне открытия выставки.
В ответ Мурад Сихарулидзе признался, что до сих пор многие земляки-балаклавцы выражают ему благодарность за то, что выжить им помогли изделия из керамики. Наши люди торговали ими по городам и весям. Дошли дальше Москвы. И везде чашки, миски, блюда, изготовленные у нас, отрывали у продавцов, что называется, с руками.
Владимир Суханов гордится дружбой с побратимом по творчеству. Что у скульптора, что у керамиста глина одна. Делить нечего.
Приходилось видеть несколько выставок работ Владимира Егоровича. На нынешнем вернисаже выделил для себя скульптуры-шаржи. В них узнаваемы балаклавцы с их достоинствами и человеческими слабостями. Они вызывают улыбки, теплые чувства: вот бы меня так, с иронией, добротой изобразили. Но один персонаж обиделся на внимание скульптора к своей особе. Что ж, это тоже признание высокого таланта мастера.
Что мы наблюдаем сегодня? Сравнительно недавно в Балаклаве окончательно остановлено производство продукции из керамики. Еще раньше закрылись соответствующие предприятия в Керчи, Феодосии, Симферополе… Нынешний показ коллекции Мурада Сихарулидзе—мосточек в далекое прошлое. В течение многих тысячелетий человек не обходился без керамики. Поэтому этот мосточек свяжет нас с будущим, когда керамика вновь завоюет былые позиции в нашей жизни.
Выставка несет печать оригинальности. Здорово сочетаются вместе и керамика, и скульптура, и великолепная графика признанных балаклавских мастеров.
А. КАЛЬКО.
На снимках: В.Е. Суханов и М.С. Сихарулидзе; экспонаты выставки.
Фото автора.