Каждый год активисты творческого объединения художников Севастополя «Балаклавская палитра» и примкнувшие к ним любители и ценители живописи принимают участие в пленэрах. Первый из них проводится весной, когда поля и луга в окрестностях города покрываются цветами, второй—когда золото окрашивает осенние леса. Традиционные сроки октябрьского сбора давно миновали, но осень никак не хотела вступать в свои права и радовать живописцев красками. После короткого совещания художники приняли решение ехать на Инжир и писать бабье лето на берегу моря. Ранний утренний сбор на набережной Назукина в Балаклаве и морской поход на низкобортном ялике заставили застегнуть куртки на все пуговицы. Осень—совсем не лето, даже в Балаклаве.
Едва прибыв на место, десант распределился по береговым полянкам, скальным выступам, галечным пляжам. Солнце уже окрасило скалы Кая-Баш и Митилена на западе Балаклавского залива. Художники ловили момент прихода лучей солнца на берег Инжира. Картина менялась стремительно: засветились золотом верхушки сосен, блеснула линия прибоя, зазеленела трава на полянах. На все про все—30 минут. Кто успел сделать качественный этюд, тот допишет работу дома. Спектр красок на берегу сменился с утреннего на полуденный. Теперь можно и не спешить, работать вдумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой.
Скульптор Владимир Суханов отдыхает душой, работая с акварелью. Увы, такие минуты отдыха выпадают ему редко. Потому он сегодня был немногословен: «Я вижу только красоту!» Владимир Егорович старался как можно больше увиденного с натуры перенести на бумагу. Его юность прошла в походах по этим местам в окрестностях Балаклавы. Уже убрав кисти и краски, он рассказал несколько случаев из туристской жизни балаклавской интеллигенции 60-х годов прошлого века.
Часам к 11 прибежала белка и стала трещать о чем-то своем. Наверное, о грядущей холодной и голодной зиме, о неблагодарных туристах, которые её летом не кормили. Пришлось бросить рисование и извлечь из сумок и рюкзаков съестные припасы. Большим спросом у рыжей попрошайки пользовались печенюшки и арахис. Она старательно прятала их, зарывая в хвойную подстилку метрах в десяти от поляны, и вновь прибегала к художникам. Общение завершилось, как только закончилось печенье. Черный хлеб с салом белка проигнорировала и скрылась в ветвях раскидистых сосен.
Основатель творческого союза «Балаклавская палитра», почетный его президент, заслуженная художница Украины Татьяна Михно в этот день работала споро: «Глаза разбегаются, такая кругом красота! И этот вид написать хочу, и этот пляж, и деревья, деревья, деревья… Какое все же счастье, что мы выбрались сюда, на этот пустынный осенний берег. Столько сегодня света, столько солнца! Положительная энергетика идет от этого берега. Одновременно и работаешь, и отдыхаешь! Нужно спешить за восходом солнца, подстраиваться под него. Жить вместе с солнцем!» Геннадий Зарубин в этот день успел написать два этюда маслом. Коренной балаклавец эти места знает очень хорошо. Он уверен, что дома, в своей мастерской, сможет завершить начатые работы.
Сергей Грищенко давно не бывал на Инжире и остался доволен поездкой. Он уверен в том, что новые работы коллег украсят предстоящие выставки… Настя Михно сделала три акварельные работы. Она сама выбирала сюжеты. За мамой она, конечно, не поспевала, но к смене солнечной экспозиции уже была готова сменить ракурс.
Известный балаклавский график и акварелист Александр Завьялов назвал этот рабочий день праздником: «Это чудесное место и прекрасное золотое время, которое очень любил Пушкин. Сегодня мы здесь черпаем вдохновение!»
Подводя итоги творческого трудового дня, Татьяна Михно отметила: «Мы рады, что пленэр состоялся на Инжире. Просто прекрасно, что у нас есть такие замечательные места. Каждый художник выбрал ракурсы по душе, писал свой уголочек. Мне довелось писать картины на берегу Средиземноморья. Там красиво! Но таких мест, как у нас, там точно нет. Здесь бесконечно можно писать, творить и не повторяться в своих работах. Сегодня мы не только сделали этюды, но и почерпнули море впечатлений. Сама теперь смогу пару недель не выходить из мастерской, писать, писать, писать…»
Творческий союз «Балаклавская палитра» до конца года намерен подготовить и представить на суд зрителей новую коллективную выставку. О месте и времени её открытия пока идут переговоры. Но мы уверены, что читатели «Славы» узнают о ней в числе первых.
В. ИЛЛАРИОНОВ, почетный член союза «Балаклавская палитра».
Фото автора.
P.S.: Скала Митилена названа мигрантами из греческого города Митилена на острове Лесбос, поселившимися в Балаклаве.
Сейчас это крупнейший город острова и называется Митилини. А вот скала в Балаклаве «обрусела» до разных вариантов: от «Мотыль» до «Мотылино».