Заплати штраф, или Стой! Высокое напряжение

Заплати штраф, или Стой! Высокое напряжение

Борьба за рынок, за максимизацию прибыли ведется в нашем городе без учета «людских потерь». Последними становятся зачастую добропорядочные и в большинстве своем пожилые люди.

 

НЕПРОШЕНЫЕ ГОСТИ

В один из дней в дверь профессора Юрия Михайловича Рудова, находящегося на заслуженном пенсионном отдыхе, позвонили. Группа лиц, представившаяся сотрудниками электротехнической компании, настойчиво предложила приобрести и установить новый прибор индивидуального учета электроэнергии. «У вас старый счетчик, украинского производства, его давно пора менять. Вот наши удостоверения, давайте оформлять документы».
Юрию Михайловичу 77 лет. Недавно он перенес инсульт, поэтому услуга по смене электросчетчика на дому, без утомительных хождений по инстанциям показалась весьма кстати. Задав ряд вопросов, мужчина согласился. Здесь же, на месте, были уплачены деньги—более трех тысяч рублей.
О том, что произошло дальше, Ю.М. Рудов изложил в заявлении на имя уполномоченного по защите прав человека в Севастополе П.Ю. Буцая и в редакцию газеты «Слава Севастополя»:

«…14 декабря 2018 г. представители ООО «Электросервис» установили и опломбировали новый счётчик. На следующий день (15 декабря) я приехал в «Севэнергосбыт» зарегистрировать прибор, отдав документы по новой пломбе. Меня обвинили в несанкционированных действиях. 10 января (через 26 дней) электрик «Севэнергосбыта» заменил пломбу счётчика на свою, составил акт, согласно которому предназначаются штрафные санкции.
Директор «Севэнергосбыта» Р.В. Борягин известил меня (24.01.19, исх. № 567) о перерасчёте платы на 14821 руб. 29 копеек. (Как следствие применения повышенного коэффициента при расчете за электроэнергию.—Ред.). Мне такой штраф не осилить, даже если его разложить на части (пенсии и на лекарства не хватает), а главное: за что штраф? Я же предупредил «Севэнергосбыт» на следующий день о новой пломбе.
Счётчик ни секунды без пломбы не стоял. Каждый месяц я плачу за электроэнергию в среднем 150-400 руб., но никак не те начисленные тысячи. Штраф превышает в 54 раза сумму моей средней оплаты энергии за месяц…»
Весной прошлого года начали поступать первые жалобы севастопольцев на деятельность «заезжих» фирм, производящих замену квартирных электросчетчиков. Энергопоставляющая компания «ООО «Севэнергосбыт» квалифицировала эти действия не иначе как несанкционированное вмешательство в деятельность прибора учета, нарушение целостности защитной пломбы. Наказание—внушительные штрафные санкции.
Летом 2018 года в городе даже прошел «круглый стол» по этой проблеме. К тому времени число «облагодетельствованных» новыми счетчиками граждан, по сообщениям СМИ, достигло около семисот человек. Послышались обвинения в мошенничестве. «Понаехали!»—подстрекали иные. ООО «Севэнергосбыт», упрекая потребителей в нарушении предписаний, напомнило: всю ответственность за работу приборов несут абоненты, собственники квартир. Работая «над восстановлением справедливости», компания позволила возместить кому-то из пострадавших сумму начисленного штрафа в рассрочку.
Казалось бы, страсти поугасли, но проблема, как показывает история с Юрием Михайловичем, осталась. Счетчики по-прежнему продаются, а высокие штрафы начисляются.
«Организация «Севэнерго-сбыт» не признаёт пломбы «Электросервиса» и присылает своих электриков,—говорит Юрий Михайлович.—Получается ситуация: врач Иванов ставит зубную пломбу, которую через несколько дней срывает врач Петров и ставит точно такую же. Ситуация в городе напоминает профессору притчу, в которой семья стекольщиков (отец и сын) действовала сообща: чтобы получать заказы, отец высылал вперёд своего сына, тот камнями бил окна в домах. Через час-другой с тележкой на улицу выходил отец, громко крича: «Стеклю окна! Стеклю окна!»
«…На самом деле всё гораздо грустнее,—философствует Юрий Михайлович.—Две фирмы в городе не могут поделить функции, а виновными становятся севастопольцы. Почему одна организация называет другую «мошенниками»? Куда смотрят надзорные органы?»

МЫ МОШЕННИКИ?!

По словам руководителя обособленного подразделения ООО «Электросервис» по Севастополю М.Ю. Зобнина (головной офис расположен в Брянске), с проверками на их предприятии побывали представители и «Роспотребнадзора», и прокуратуры, и Антимонопольного комитета. Свою деятельность предприятие осуществляет легитимно, на основании регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, имея необходимые допуски и разрешения. Однако о том, что в городе их называют мошенниками, руководитель знает. Буквально за день до визита журналиста к М.Ю. Зобнину обратилась очередная пострадавшая: женщине стало плохо во время посещения абонентского зала ООО «Севэнергосбыт», где на нее кричали.
—ООО «Севэнергосбыт» не вправе отказать в регистрации прибора учета электроэнергии (ПУЭ), это постановление правительства РФ № 354,—считает руководитель обособленного подразделения.—С момента написания абонентом заявления в течение 30 календарных дней гарантирующий поставщик электроэнергии обязан ввести приборы учета в эксплуатацию и установить постоянную пломбу на 16 лет. Согласно этому же постановлению, незаконное вмешательство в приборы учета признается только в том случае, если есть искажения показаний данного прибора учета.
В нашем же случае никаких искажений нет. Заполняются два комплекта документов, где прописаны номера пломб (мы устанавливаем временные пломбы как раз для того, чтобы не было неучтенной энергии). Основаниями для смены счетчика могут стать, например: нарушение межповерочного интервала (более 16 лет), несоответствие классу точности, несоответствие госстандарту. Это прописано в постановлении правительства РФ № 442. По закону обязанность по замене прибора возлагается на собственника квартиры, который вправе произвести замену приборов учета с любой организацией, имеющей лицензию…

—То есть вы знаете, что в городе представителей вашей фирмы называют мошенниками. Это не так?

—Мы работаем в рамках правового поля, на основании постановлений правительства РФ, федерального законодательства об энергосбережении.
В подкрепление своих слов М.Ю. Зобнин снова ссылается на постановление правительства РФ № 442, п. 146, в котором говорится о праве собственников привлекать на основании гражданско-правовых договоров для установки, замены и эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям законодательства. Но… почему-то он умалчивает о пункте 149 этого же постановления: собственники энергопринимающих устройств, имеющих намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, обязаны направить способом, позволяющим подтвердить факт получения письма, заявку о необходимости снятия показаний, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес гарантирующего поставщика электроэнергии.

ДЫРКА В ЗАБОРЕ

Официальная позиция ООО «Севэнергосбыт» такова: снятие или постановка охранной пломбы на прибор учета может производиться только представителями компании ООО «Севэнергосбыт». В случае, если требуется проведение демонтажа прибора учета, ООО «Севэнергосбыт» извещается о проведении указанных работ не менее чем за два рабочих дня. Сегодня эта информация размещена на официальном сайте предприятия. Но была ли она раньше доведена в наглядной и доступной форме до абонентов и собственников, то есть потребителей, как того требует федеральный закон «О защите прав потребителей»? Прописано ли это в договорах энергоснабжения и какого «года выпуска» эти договоры?
Почему-то умалчивается также то, что потребитель вправе в случае неявки для снятия показаний приборов учета перед демонтажем в согласованные сроки представителей компании—гарантирующего поставщика сделать это сам и направить показания в адрес лиц, которым была передана заявка.
Вызывают вопросы многотысячные начисления штрафных санкций по факту «выявленного безучетного потребления электроэнергии», а также порядок составления актов и расчетов к ним…
Есть в юридической практике выражение: «никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения». Компания, продающая счетчики и не предупреждающая, что перед демонтажем собственнику необходимо поставить в известность энергопоставляющую фирму, на мой субъективный взгляд, недобросовестна. Это противоречит нормам этического поведения и, как минимум, не может быть одобрено общественностью. Объяснение необходимости замены украинского прибора на российский—это даже не коммерческая уловка, а человеческая низость, где мы видим манипулирование доверием и чувствами людей. В городе, где в настоящий момент все обновляется, подобный посыл выглядит правдоподобно и не вызывает настороженности.
Не в убытке и компания—гарантирующий поставщик электроэнергии, ООО «Севэнергосбыт». Штрафы за якобы самовольное подключение, за вмешательство в работу счетчика и срыв охранной пломбы настолько высокие, что деятельность фирмы, продающей счетчики с доставкой на дом, ей даже выгодна. Предприятие-то обогащается. Вот и выходит, что борьба за рынок, за максимизацию прибыли ведется в настоящее время без учета «людских потерь». Обманутыми чувствуют себя севастопольцы, в большинстве своем пожилые люди и добропорядочные плательщики.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

 

КСТАТИ

Приборы учета, используемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, со свидетельствами о поверке, выданными не позднее 21.03.14 года украинским Центром стандартизации и метрологии, применяются на территории Республики Крым и в городе федерального значения Севастополе до момента окончания срока действия свидетельств и постепенно до 31.12.2020 года подлежат замене на аналогичные, внесенные в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера