Звёздный гений российской сказочной оперы

В эти стартовые весенние дни в тысячах больших и малых центров сосредоточения музыкальной культуры нашей необъятной Родины проходят памятные вечера-встречи, фестивали и концерты, посвященные 175-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова—гениального композитора, режиссера и педагога, всемирно признанного короля российского оперного искусства в жанре сказочных мистерий в XIX, золотом веке становления отечественной культуры. Наш рассказ—об уникальном вкладе этого замечательного русского служителя бога Аполлона в развитие оперного и симфонического жанров, об его поистине революционного плана новациях в области классических музыкальных традиций.

 

Профессор… самородок

…История российской культуры хранит в своих анналах имена пяти известных композиторов, которые решительным образом предпочли музыкальное творчество службе в армии, на флоте и на поприще естественных наук. Это лейб-гвардеец М.П. Мусоргский, морской офицер Н.А. Римский-Корсаков, ученый-химик А.П. Бородин, флигель-адъютант и военный инженер-путеец А.Ф. Львов, заслуженный профессор фортификации Ц.А. Кюи.
Четверо из них в свое время сумели получить достаточно основательное начальное музыкальное образование. Чего нельзя сказать о Римском-Корсакове—поистине уникальнейшем явлении в истории отечественного искусства.
Он—единственный из всех пяти композиторов, имена которых мы уже назвали, кто в 1871 году стал 27-летним профессором консерватории, имея за плечами всего лишь мизерный (скажем так, доморощенный) багаж специальных музыкальных знаний. В мире таких уникумов—единицы.
На одном из общественных раутов директора Санкт-Петербургской консерватории М.П. Азанчевского спросил вездесущий досужий журналист: «А чем вы руководствовались, когда предлагали морскому офицеру Римскому-Корсакову профессорское кресло?»
На что Михаил Павлович ответил: «Мне достаточно было послушать лишь однажды его прелестную музыкальную картину «Садко», чтобы понять, что Николай Андреевич явится в нашей консерватории не заморским гостем, а прекрасным штатным профессором по классу инструментовки…»
На параллельных курсах
…По давней семейной традиции большинство мужчин старинного дворянского рода Римских-Корсаковых находили свою судьбоносную стезю, служа Отечеству на императорском флоте. В их гербе во второй и третьей частях в красном поле гордо сияли серебром два соединенных якоря. Так что уже подростком будущий знаменитый композитор ни о чем ином и не грезил, кроме моря, символично еще и родившись под знаком зодиака Рыбы…
В шестилетнем возрасте Николай постиг азы игры на фортепиано, но отдавал предпочтение церковным хорам и русским народным песням, которые слышал в Тихвинском мужском монастыре. А его старший брат Воин, ставший впоследствии контр-адмиралом, внушал мальчику, который был младше его на 22 года, что ничего более замечательного, нежели бороздить моря и океаны на борту корвета или броненосца, не может быть, потому что не может быть никогда…
А посему вовсе не удивляет такое откровение Николая: «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особо прилежно, и меня пленяла лишь одна мысль—быть моряком!»
Таким образом, праправнук российского контр-адмирала, служившего Отечеству еще в бытность Елизаветы Петровны, уже в двенадцать лет был определен в Морской кадетский корпус и впоследствии благополучно, более того, с отличием его окончил, уйдя затем в трехлетнее плавание на клипере «Алмаз».
…Широко известна российская композиторская «Могучая кучка», которую создал Милий Балакирев. С ним в 1861 году на свою удачу и познакомился все-таки ощутивший тягу к музыке морской офицер Николай Римский-Корсаков, став самым молодым в этом кружке. Что интересно, его флотская служба, которая длилась свыше десяти лет, никоим образом не повлияла на творческий процесс начинающего неофита-сочинителя симфонических произведений под опекой маститого композитора Милия Балакирева.
Юноша усердно занимается игрой на виолончели у педагога Федора Канилле и, твердо уверовав в свой талант, «замахивается» на самую первую в своей жизни симфонию в исполнении оркестра на концерте Бесплатной музыкальной школы в Санкт-Петербурге.
Дальше—больше. Он знакомится с известными композиторами, с головой окунается в изучение русского фольклора, экспериментирует с системами лада, даже изобретает свой оригинальный симметричный лад, что впоследствии стало придавать его произведениям узнаваемо-чарующее фантасмагорическое звучание…

Симфонический пролог

…Прежде чем распечатать 15-значный цикл своих неповторимых, изумительных сказочных опер, кои на века прославили композитора на весь мир, Николай Андреевич пишет фуги, изучает мелодийную гармонию и контрапункты по программе П.И. Чайковского, упражняется в дирижировании оркестром, готовит к изданию партитуры опер Михаила Глинки, записывает и гармонизирует русские песни, что впоследствии придаст сугубо национальный колорит замечательным операм Римского-Корсакова «Майская ночь» и «Снегурочка».
Его симфонические произведения «Сказки», «Испанское каприччио», сюита «Шахеразада»—это, несомненно, прелюдия к таким шедеврам сказочного оперного искусства, как «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже»…
В конце 60-х—начале 70-х годов XIX века он создает 79 западающих в душу романсов на стихи А.С. Пушкина, А.А. Фета, А.Н. Майкова и др. У кого из нас на слуху не запечатлелись в свое время эмоционально уравновешенные, светлых тонов элегические поэтические раздумья, украшенные полнозвучными теплыми нотами: «Для берегов Отчизны дальней», «Пленившись розой, соловей», «На холмах Грузии», «Редеет облаков летучая гряда»…

Мелодии Мичманского бульвара

…Если бы во главе угла всего сотворенного Н.А. Римским-Корсаковым оказались его романсы, то, как бы они ни были хороши и пленительны, до всемирной славы ему было бы трудно дотянуться. Скажем так: даже самые лучшие его музыкальные «упаковки» стихотворений именитых русских поэтов не выложили ни единой ступеньки к пьедесталу Н.А. Римского-Корсакова как гениального российского композитора XIX века. А вот более чем десятилетняя работа по реформированию отечественной оркестровой музыки—это, несомненно, одна из знаковых граней его шедеврального творчества.
О чем конкретно речь? О поистине революционных преобразованиях в организации исполнительской техники военных музыкантских хоров, которыми были укомплектованы почти все линейные подразделения императорского флота.
Обратимся же к истории. Музыка на фронтах боевых действий во все времена и у всех народов несла ролевую функцию. Вспомним библейскую иерихонскую трубу, Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича, «Священную войну» Александра Александрова, Симфонию № 3 «Героическую» Бетховена, исполненную симфоническим оркестром «Титаника» на верхней палубе гибнущего лайнера. И завершим этот, так сказать, вступительный пассаж лаконично-парадоксальный фразой Наполеона: «У меня два российских врага—морозы и русская военная музыка»…
…В самом начале 70-х годов XIX века Николай Андреевич Римский-Корсаков покидает военно-морскую службу, перейдя на музыкальную работу в Морском ведомстве с гражданским чином инспектора музыкальных хоров. Он капитально изучает духовые инструменты, задумывает написание руководства по оркестровке, обращается к переложению и аранжировке классических шедевров для портовых (флотских) хоров.
Весной 1874 года он получает приказ отправиться в командировку в Николаев для переформирования портового хора из медного в смешанный, то есть с деревянными духовыми инструментами. Там он тесно общается с капельмейстерами, знакомится с репертуаром хоров, готовит к октябрю концерт из шести соединенных оркестров в Кронштадте.
А в начале июля этого же года Римский-Корсаков с женой и сыном посещает Крымский полуостров. Осмотрев достопримечательности Южного берега, он 12 июля, в четверг, приезжает из Ялты в Севастополь на коляске и останавливается в гостинице Н.И. Ветцеля на ул. Екатерининской, 6. Вечером того же дня он отправляется на Мичманский бульвар, где по четвергам и в праздники в ротонде под звуки оркестра севастопольского портового хора музыкантов устраивались массовые гулянья.
Целый час Николай Андреевич, никак не обнаруживая своей инспекторской миссии, слушает все пассажи, исполняемые флотским оркестром, отмечает описки в партиях, фальшивые ноты. Это были «Марш гвардейского экипажа», «Гатчинский марш», наконец, звуковая визитка севастопольского портового хора—«Марш Тотлебена», а также песни «Вы, матросики-братики», «Славны были наши деды», «Солдатская песня» Михаила Глинки…
На следующее утро Римский-Корсаков уже официально знакомится в офицерском Морском собрании с капельмейстером—австрийцем В.Я. Снельманом, обсуждает с ним насущные проблемы портового хора, а именно: низкую исполнительскую квалификацию музыкантов, обилие описок в партиях, скудость репертуара, дефицит духовых инструментов, периодическое недофинансирование хора.
Итогом этой инспекторской поездки явилась записка «Проект преобразования музыкальных хоров Морского ведомства», поданная в совет профессоров Санкт-Петербургской консерватории.
Вскоре было принято согласованное с Морским министерством решение: по рекомендациям Римского-Корсакова во всех хорах Морского ведомства увеличивается денежное довольствие, устанавливается гибкая штатная структура военных оркестров, пересматривается их репертуар с непременным переложением отрывков из опер отечественных композиторов, в основном—представителей «Могучей кучки».
Однако самым знаковым новшеством явилось обучение лучших, наиболее одаренных флотских музыкантов-стипендиатов в столичной консерватории в классе военной инструментовки под руководством известного композитора А.К. Лядова. Именно с этого времени в России на регулярной основе куются кадры военных капельмейстеров.
Если резюмировать, то все преобразования флотских хоров, предложенные Римским-Корсаковым, послужили началом формирования современного духового оркестра…

«Золотой петуШОК»

…В конце 80-х—начале 90-х годов позапрошлого века, исполнив знаковую миссию реформатора военных оркестров, Н.А. Римский-Корсаков завершает целый ряд своих симфонических произведений, увертюр и сюит на русские и восточные темы и обращается к созданию главного шедевра своего гения—целого цикла сказочных опер в рамках новой русской музыкальной школы, которую пройдут около двухсот его верных учеников—композиторов, дирижеров, музыковедов. В их числе: А. Глазунов, А. Аренский, М. Гнесин, А. Лядов, Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Спендиаров, И. Стравинский—великолепный «букет» элитных талантов, коими вправе гордиться российское музыкальное искусство…
Однако вернемся к сказочным операм Н.А. Римского-Корсакова. Ни в одной стране мира (да и нашем Отечестве) и по сей день нет аналога этому соцветию оперного фольклорного фантасмагорического действа. Одни только названия опер Римского-Корсакова погружают нас в атмосферу таинственно-феерической русской народной сказки: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане»…
Как много значит в любом музыкальном произведении завершающий аккорд—делу венец! Венцом созидательной жизни и всех 15 творений гения российской музыкальной культуры Н.А. Римского-Корсакова, несомненно, явилась его опера «Золотой петушок», созданная в 1907 году по мотивам одноименной сказки А.С. Пушкина. (Справедливости ради сделаем важную ремарку: пушкинская «Сказка о Золотом петушке», по последним данным, берет свои истоки вовсе не в русском народном фольклоре, а в новелле «Легенда об арабском астрологе» американского писателя-романтика Ирвинга Вашингтона, с творчеством которого как отца американской литературы наш великий Первый поэт, конечно же, был знаком).
Композитор никогда не скрывал, что это его творение—достаточно прямолинейная сатира на самодержавие, трагические раздумья о судьбах Родины, беременной грядущими революциями. В письме своему ученику Максимилиану Штейнбергу Н.А. Римский-Корсаков так и написал: «Царя Додона хочу осрамить окончательно…»
Естественно, цензура незамедлительно «встала на дыбы». Еще бы, на астенические тонкости политических намеков либретто этой оперы явно не претендовало: налицо показ гнилости государственной системы (спор царских сыновей), военные неудачи, устаревшее вооружение (ржавый щит Додона), уродливое изображение властителя—вздорный, смешной, «царь он саном и нарядом, раб же телом и душой», наконец, он—«обезьяна»…
В опере—ни одного положительного героя; скачущие, резкие музыкальные арпеджио выпукло подчеркивают тупость и идиотизм главных персонажей. И если Шемаханская царица якобы все же олицетворяет «добро», то откуда в ее сольной партии наличие мрачно-лиловых ведущих «кощеевых» интонаций?
Композитора из-за этой эпатажной оперы буквально плотно обложили. Припомнили и его симпатии бастующим студентам в 1905 году, и демонстративный отказ на этой почве от почетного членства в Петербургском отделении Императорского Русского музыкального общества.
За два дня до своей смерти уже вконец отчаявшийся Н.А. Римский-Корсаков пишет издателю Б.П. Юргенсону: «Что касается «Золотого петушка», то дела обстоят неблагополучно. Московский губернатор против постановки и сообщил об этом в цензуру…»
Та же, в свою очередь, постоянно вносит изменения в тексты и сценографию (рать стала персидской, царь разжалован в полковники), с чем композитор решительно отказывается коммуницироваться. Его гложет жгучий стыд за свой народ, за крушение многих надежд и идеалов, а посему подзаголовок партитуры оперы «Золотой петушок»—«Небылица в лицах»—это явная маска. Потому как прототипы узнаваемы, а все их поступки уничижительны и карикатурны.
…Пройдет около двух лет, прежде чем (уже после смерти великого композитора) все-таки состоится премьера этого его загадочного творения в частном театре Сергея Зимина. Несмотря на обилие цензурных купюр, венчальный шедевр Н.А. Римского-Корсакова (его духовное завещание) тогда вызвал настоящий шок в театральном социуме. В газете «Московские ведомости» название оперы так и читалось: «Золотой петуШОК»…
Эту вещь вообще-то ставили и ставят неохотно. И, может быть, потому, что сольная партия Звездочета, о котором композитор как-то сказал, что «его надо бы загримировать мною», тяжела для исполнения, не каждый тенор-альтино берется вытянуть С8—самую высокую ноту арии.
Иногда, впрочем, дело доходит до абсурда. К примеру, десять лет назад в постановке Московской Геликон-оперы царя Додона загримировали под Ленина, массовка щеголяла в пиджаках из… советских газет, а Шемаханская царица явно смахивала на путану…
Пришелся бы по душе этот ремейк создателю оперы «Золотой петушок»? Нет ответа. Величие композитора Римского-Корсакова позволяет ему смотреть с высоты своего гения на все эти нынешние «изыски» как на неуклюжие попытки «каПнуть в вечность» тех, о ком древнерусский писатель Даниил Заточник как-то едко сказал: «Безумных бо не орют, не сеют, но сами ся ражают»…

Леонид СОМОВ.

Рекомендовать друзьям
  • gplus
  • vk
  • ok

Другие статьи этого номера

Дети «Русской весны»

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников поздравил юных севастопольцев, рожденных в дни «Русской весны»—16-18 марта 2014 года. Поздравляя детей и их родителей с приближающейся 5-й годовщиной воссоединения Севастополя и Крыма с Россией, глава города отметил, что благодаря...

Присягнули новые граждане нашей страны

В Севастополе приняли присягу лица, вступающие в гражданство Российской Федерации.   Мероприятие прошло в здании ОМВД России по Ленинскому району. В торжественной обстановке одиннадцать граждан приняли присягу на верность Российской Федерации. Они поклялись соблюдать Конституцию...

«Кубок Севастополя»—у офицера «Росгвардии»

Сотрудник СОБР «Сокол» Максим М. завоевал золотую медаль соревнований по жиму лежа, в становой тяге и подъему штанги на бицепс, организованных по инициативе Национальной ассоциации пауэрлифтинга России. В турнире «Кубок Севастополя» приняло участие более 200...

Вези меня, троллейбус!

Невероятные перемены произошли в транспортной сфере Севастополя за последние пять лет. С улиц города-героя практически исчезли старые автобусы и троллейбусы. Только в 2017-м и 2018 годах «Севэлектроавтотранс» им А.С. Круподерова» получил 128 новых троллейбуса «Тролза»...

Новые горизонты севастопольской культуры

Мы отмечаем первую пятилетку в составе Российской Федерации. О том, что было сделано за эти годы на ниве культуры Севастополя, рассказывает начальник главного городского управления культуры Николай Иванович Краснолицкий:   —Для нас эти годы были...

Севастопольские медучреждения подключили к системе мониторинга лекарств

Специальная система позволит следить за тем, как Севастополь обеспечен лекарствами.   ИС МЛП—информационная система мониторинга лекарственных препаратов—призвана улучшить систему обеспечения горожан медикаментами. «Система позволит следить за ходом исполнения контрактов на поставку медикаментов, контролировать неиспользуемые остатки...

Что нам стоит мост построить!

Экватор пройден. Строители железнодорожной части Крымского моста уложили 19 из 38 километров рельсов.   «В разные исторические эпохи, в том числе при царе-батюшке, люди мечтали построить этот мост. Потом вернулись к этому в 30-е годы...

Пять лет—как целая жизнь

Пять лет назад, 23 февраля 2014 года, жители Севастополя собрались на митинг в центре города, чтобы высказать своё несогласие со сменой власти на Украине. Митинг проходил на площади Нахимова. Вся главная площадь города-героя была заполнена...

Диалог с городом и горожанами

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников по сложившейся традиции отвечал на вопросы горожан в программе «Диалог с городом» на телеканале «ИКС». Ежеквартальное общение с севастопольцами продлилось более двух часов.   За это время глава города успел ответить...

Женсовет спешит на помощь

В этом году в Севастополе официально зарегистрирована новая общественная организация—Севастопольский совет ветеранов-подводников. А в его составе появилось новое структурное подразделение—женский совет. Впервые «вторые половинки» подводников Севастополя собрались вместе 7 июля 2018 года в Военно-историческом музее...

Дмитрий ОВСЯННИКОВ: «С такой молодежью можно быть уверенным в будущем!»

В Севастопольском государственном университете школьники города защитили перед жюри VIII регионального конкурса ученических инициатив «Молодежь Севастополя—взгляд в будущее» разработанные ими социальные проекты. Перед стартом защиты проектов ребят напутствовал губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников.   Глава региона...

Точка кипения

Почему я пишу именно об этом? Почему не стала писать о том, что мне не менее дорого? Ну, например, о рождении сына после трех (!) дочерей? Или о лелеянной мною идее—выходе «Литературной газеты+»? А может,...

Назад пути нет! Мы—дома!

Севастопольцы отмечают знаковый юбилей: пять лет назад жители города-героя и Крыма на референдуме проголосовали за присоединение к России. Корреспонденты «Славы Севастополя» вышли на улицы города, чтобы узнать, какими видятся горожанам изменения, произошедшие за эти годы....