«Словно в войну на передовой»: как сегодня работает приемный покой?

«Словно в войну на передовой»:  как сегодня работает приемный покой?

Департамент здравоохранения организовал для представителей СМИ пресс-тур по приемному покою 1-й горбольницы. Чем отличается приемное отделение 1-й городской от обычной поликлиники? Чем здесь могут помочь? Об этом рассказали медработники.

Болезнь не терпит отлагательств

К входу приемного покоя городской больницы № 1 имени Николая Пирогова то и дело подъезжают машины «скорой помощи», медики здесь работают непрерывно 24 часа в сутки семь дней в неделю. В среднем за сутки в приемном отделении принимают около 250 севастопольцев и гостей города, из которых порядка 100-150 госпитализируются. Чаще всего поступают по «скорой» пациенты с желудочно-кишечными патологиями (с кровотечениями медлить нельзя: рвота, черный стул—быстро в больницу!), травмами, пневмониями (при длительной температуре и появившейся одышке необходима срочная госпитализация), пиелонефритами. Здесь в помощи не отказывают никому. Однако во время роста сезонных заболеваний с высокой температурой в первые дни (до пяти суток) все же просят обращаться в поликлинику по месту жительства или инфекционную больницу.
«Словно в войну на передовой»:  как сегодня работает приемный покой?—Приемное отделение—это входные ворота больницы, здесь достаточно напряженный труд, выполняется большой объем работы,—говорит главный врач Севастопольской городской больницы № 1 им. Н.И. Пирогова Владимир Кузнецов.—Поступают и плановые пациенты, которые приходят к нам в больницу на госпитализацию, и пациенты со срочной и жизнеугрожающей патологией, в том числе и после ДТП, откуда пострадавшие с травмами доставляются несколькими автомобилями «скорой помощи». Работа тяжелая, она задает темп всей больнице.
—Нередко пациенты жалуются, что находиться в приемном отделении можно часами. Почему?—озвучивают журналисты вопросы севастопольцев.
—В приемном покое работает много сотрудников по всем направлениям: дежурят два терапевта и бригада хирургов,—поясняет главврач.—Но это не только осмотр пациентов, а и диагностические исследования. У нас—как в войну на передовой: в среднем поступает 10 человек в час, и даже если уделять каждому по 10-15 минут, то все равно это большой поток. Зачастую те пациенты, которые обращаются с обострением хронических заболеваний (хотя они могли бы обратиться в поликлинику по месту жительства), действительно вынуждены подождать, когда доктор освободится и уделит им внимание. Мы никому не отказываем, даем консультацию, выполняем необходимые обследования, после чего направляем пациентов либо в стационары города, либо в поликлинику по месту жительства.
В приемное отделение должны обращаться люди по направлению врача поликлиники либо если они доставляются машиной «скорой помощи»—уже на догоспитальном этапе им установлен диагноз и определено направление, в каком будет обследоваться тот или иной пациент. Если пациент обращается самостоятельно, сотрудники приемного отделения однозначно оценивают его состояние и дальше направляют к тому или иному профильному специалисту, но… если доктор не занят более тяжелым больным. Поэтому людям с обострением хронических заболеваний рекомендуется все-таки обращаться за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, где есть кабинеты неотложной помощи, где им уделят время и окажут помощь, а при необходимости направят в тот стационар, который необходим.
—Существует ли нормативное время приема больных?
—Среднее время пребывания пациента в приемном покое—до двух часов, если это пациент компенсированный, со стабильной гемодинамикой, без жизнеугрожающей ситуации. Пациент, у которого низкое давление, угрожающее состояние (после падения с высоты, ДТП и т.д.), автоматически поднимается в реанимационное отделение, операционную или поступает в противошоковую палату. Есть еще категория тяжелых возрастных пациентов, которые доставляются к нам в терминальном состоянии со множеством заболеваний, поэтому в каждом конкретном случае недовольства нужно разбираться и понять индивидуально каждого пациента. Хочу попросить жителей и гостей города, обращающихся в приемное отделение 1-й горбольницы, при себе иметь документы, удостоверяющие личность, и страховой полис: их наличие облегчит работу нашим сотрудникам.

Храните фото полиса в мобильном телефоне

«Словно в войну на передовой»:  как сегодня работает приемный покой?О работе приемного отделения первой горбольницы также рассказал заместитель главного врача Севастопольской городской больницы № 1 им. Н.И. Пирогова Андрей Коситченков:
—В нашей больнице два приемных отделения: в первое поступают пациенты со всего города с травмами различной сложности, больные хирургического, гинекологического профиля, пациенты с заболеваниями лор-органов, в челюстно-лицевую хирургию, урологию, травматологию… Второе приемное отделение—регионального сосудистого центра (РСЦ), где оказывается помощь больным с нарушениями мозгового кровообращения, инфарктом миокарда, нестабильной стенокардией. К сожалению, пациент не всегда знает, с каким диагнозом столкнется. Бывает, привозят больного в РСЦ, но диагноз не подтверждается, и его переводят в другое отделение…
—А если вдруг окажется пациент без документов?
—Большое количество людей попадает к нам вообще без документов. Все в жизни бывает, мы это прекрасно понимаем. Но нам для идентификации пациента необходимы документы. Даже просто полис ОМС, сфотографированный на мобильный телефон, даст информацию (по номеру полиса) о человеке. А ксерокопии документов можно будет поднести в процессе лечения.
—А если у больного вообще ничего нет? Что вы делаете?
—Оказываем помощь! Всем однозначно в 100% случаев). Оказание помощи у нас зависит не от наличия документов, а от заболевания. И это правильно. Мы никому не отказываем.

Здесь спасают жизнь, а давление можно измерить и в поликлинике

«Словно в войну на передовой»:  как сегодня работает приемный покой?—В каждой поликлинике в часы работы открыт кабинет неотложной помощи, оснащенный укладкой неотложной помощи, кардиографом, тонометром,—говорит заместитель главного врача Севастопольской городской больницы № 1 им. Н.И. Пирогова Елена Шамрай.—Там чаще всего работают фельдшеры или врачи, и туда должны обращаться люди в неотложном состоянии, например с высокой температурой, болью любого генеза, будь то поясничная или головная, повышение давления или любое другое состояние, которое считается неотложным, но не требует экстренного вмешательства. В среднем за день посещают такие кабинеты человек 30-40, в зависимости от поликлиники. В поликлинику на ул. Адмирала Октябрьского, например, приходят 25-30 пациентов, а в поликлинику на ул. Ерошенко—40-45… В часы работы поликлиник желательно посещать кабинеты неотложной помощи, а не нагружать приемное отделение 1-й горбольницы. В приемное отделение в дневное время должны попадать люди, которые госпитализируются по «скорой помощи», когда температура 38,8-400С или есть подозрение на инфаркт или инсульт.
Но что бы медики ни говорили, а народная тропа к приемному покою 1-й городской при нехватке узких специалистов в поликлиниках по месту жительства, судя по всему, зарастет нескоро. Особенно после того, как в рамках модернизации в приемном отделении выполнен капитальный ремонт, а к ноябрю должно поступить ожидаемое оборудование—аппараты УЗИ, рентген-аппарат на два рабочих места в травмпункт и оснащение противошоковой палаты. Чтобы пациенты не находились в коридоре и как-то разделялись, в приемном покое оборудована специальная комфортная зона со специальным разграничением (вместо дверей—занавески).
Здесь есть и травмпункт, куда поступают люди со свежей травмой, и офтальмологический травмпункт (для пациентов с повреждением глаз), челюстно-лицевая хирургия (хирург дежурит на 2-м этаже), неотложный лор-кабинет… В зависимости от жалоб пришедших своим ходом направляют к профильному специалисту.
А еще грядет «сезон бомжей»: если в летнее время асоциальных граждан (в основном с черепно-мозговыми травмами) доставляют сюда один-два раза за сутки, то в зимнее из-за отсутствия в городе социального приюта для бездомных с переохлаждениями по «скорой помощи» или просто неравнодушными согражданами в приемный покой за сутки—по 5-6 таких людей. И при всем при этом врачи желают и себе, и нам всем терпения и взаимоуважения. Иначе справиться с общими проблемами медицинского профиля будет очень непросто.

Елена Иванова.
Фото Д. Метелкина.

В тему

Почему не надо грубить врачу

Тем, кто грубит врачам, чаще ставят неверный диагноз и прописывают не то лечение. И не потому, что врачи мстят, а потому, что грубость значительно ухудшает когнитивные функции человека. Врач, которому нахамили, хуже запоминает и анализирует информацию и не может полностью сконцентрироваться на работе.

Грубость пациента по отношению к врачу становится причиной 40% врачебных ошибок, утверждают исследователи данной проблемы из ведущих медицинских центров США. Для сравнения: усталость врачей лежит в основе всего 10-20% ошибок, а несогласованные действия различных специалистов занимают всего лишь 5%. Более 30% педиатров ошибались после того, как им хамили родственники малыша. Причем врачебная ошибка может отразиться не только на ребенке невоспитанных родителей, но и на других лечившихся в клинике детях, которым достался предварительно обруганный врач.
С другой стороны, если врачебная ошибка—это непреднамеренное действие врача, приведшее к развитию осложнения или смерти пациента, то повторяющаяся из раза в раз однотипная врачебная ошибка является уже халатностью, за которую можно получить тюремный срок. Ученые даже составили портрет типично ошибающегося врача: это нейрохирург, акушер-гинеколог, травматолог-ортопед или пластический хирург мужского пола предпенсионного возраста.
Еще одно любопытное наблюдение: оказывается, восприятие доктора сильно зависит от его внешнего вида. Если у врача на шее весит стетоскоп либо из кармана виден неврологический молоточек, эскулап вызывает доверие у 95% пациентов. А комбинация из трех аксессуаров, например стетоскопа, молоточка и фонарика, для оценки симметричности зрачков приближает показатель доверия к 100%.
Среди других положительных факторов—наличие в кабинете дипломов о квалификации, чистый халат и опрятный вид. При высоком коэффициенте доверия пациенты практически не грубят врачу, уверены исследователи.
К слову, под грубостью понимается не только откровенное хамство. По данным австралийских ученых, более 70% людей расценивают как грубость отсутствие ответа на приветствие, улыбки в ответ на улыбку и даже резкое, словно оборванное рукопожатие.

Другие статьи этого номера