Не прокатило! Пока…

Не прокатило! Пока...

Общественные обсуждения реконструкции улицы Большой Морской затронули тему, к которой хотелось бы вернуться. Велодорожки—нужны они городу или нет? Под натиском общественности было принято решение отказаться от данного новшества. По крайней мере, пока. Однако не все так однозначно. В ходе слушаний именно этот пункт концепции общественного пространства обсуждался наиболее активно. Кто постарше, категорически выступал против. Представители молодого поколения—за.

Точку зрения представителей велосипедного сообщества города озвучила лидер общественной организации «ВелоПобеда» Мария Маркова:
—Мы, молодые, тоже хотим решать проблемы города. Наличие велодорожек—это не блажь. Мы уже безнадежно отстаем от мирового тренда микромобильности. Велосипеды—это не спортивный снаряд. Это средство последней мили, способ экологично добраться до нужного места. Этот разговор не ограничивается только использованием двухколесных велосипедов. Сейчас появляется огромное количество электросамокатов, и было бы совершенно неправильно это игнорировать. Мы видим уже сегодня, насколько их много в Севастополе. Велосипедная инфраструктура нужна в том числе и им. Это мировой тренд, за которым мы уже не успеваем. Говорить о том, что мы когда-нибудь в будущем посмотрим, обсудим, изменим и внесем в проект велодорожки, на наш взгляд, не компромисс, а отказ разговаривать на тему будущего. В городе должен быть принят документ под названием «Велокаркас», предусматривающий охват всей городской территории. Улица Большая Морская была бы только частью.
В ходе общественных слушаний подобное мнение «от молодой части города» выразил Денис Штукатуров. Срывая то аплодисменты, то гневные окрики в свой адрес, он попросил подумать об интересах будущих поколений. «Велосипеды—это такое же транспортное средство, только более здоровое, цивилизованное, экологичное!»—агитировал молодой человек.
За развитие велосипедной инфраструктуры выступают владельцы электросамокатов. Этот вид передвижения также завоевывает популярность. По мнению Ксении Александровой, менеджера проекта «Э-моушн», специализирующегося на производстве автоматических станций проката электросамокатов, наличие велокаркаса в городе значительно повысило бы доступность разных, в том числе отдаленных, районов, сделало бы город еще более туристически привлекательным.
Известно, что в европейских городах велосипед используется прежде всего как полноценная замена автомобиля и общественного транспорта. Особенно удобно использовать этот вид передвижения в плотно застроенном историческом центре, на узких и маломаневренных для автотранспорта улочках. Можно увидеть, как европейцы хранят велосипеды прямо на улице, приковав специальным замком к любому фонарному столбу.
Почему же в Европе делают такой упор на пропаганду велодвижения? Подход отчасти понятен: прокладывать велодорожки и развивать велодвижение дешевле и проще, чем строить новые автодороги.
Немаловажным фактором, заставляющим европейцев пересаживаться на велосипеды, является высокая стоимость проездного билета в общественном транспорте (свыше одного евро), а также высокая стоимость бензина (от 1,5 евро за литр). Поэтому на велосипедах и мопедах ездят все: и старики, и солидные мужчины в костюмах, и женщины в платьях и на каблуках, и, конечно же, молодежь.
Велодорожек в Европе много, по ним можно доехать практически в любую точку любого города. Нередко можно увидеть и междугородные велодорожки. Например, от Варшавы до белорусско-польской границы вдоль всей дороги проложена плиточная велодорожка. И уж точно ни на одной улице вы не встретите бордюров или иных препятствий, которые было бы невозможно преодолеть, не слезая с велосипеда.
Практически в каждом крупном европейском городе действует автоматизированная система проката велосипедов. Для того чтобы арендовать велосипед на несколько часов, нужно, как правило, послать смс-сообщение на определенный номер. Причем совершенно не обязательно возвращать велосипед в то же самое место, где взял: автоматические пункты сдачи-приема расположены по всему городу. Можно взять велосипед в одной точке, доехать до другой и там его сдать.
Велотуризмом в Европе занимаются от мала до велика. Пол, возраст и даже уровень физической подготовки не имеют никакого значения. Во время поездок легко можно встретить как веселую компанию пенсионеров, так и семью с детьми.
Создать одну из крупных велоинфраструктур удалось в Дании. На сегодняшний день на велосипедах передвигается около 50% населения. В городе 400 км специальных дорожек, и в любой точке можно арендовать байк. Не уступает Дании Швейцария. Город Базель полностью пронизан велосипедными дорожками, есть более 1600 парковок, на каждом углу—знаки и указатели, отлаженная система велошеринга и страхования.
В Нидерландах велосипедист—самый уважаемый участник дорожного движения в стране. Инфраструктура многих городов словно подчиняется велосипедистам и их нуждам, поэтому можно смело передвигаться по городу, ездить в кино и кафе, наслаждаться достопримечательностями. Отдают предпочтение велосипеду, а не машине почти 20% берлинцев. Уже сейчас в Париже действует более 100 пунктов проката и 1500 велосипедных парковок, многие из них расположены в историческом центре, возле метро и автобусных остановок.
Приживется ли подобное «велосипедное» мышление у нас— покажет время. На общественных слушаниях по реконструкции улицы Большой Морской, по сути, впервые заговорили об этом громко. Пока было принято решение от велодорожек отказаться. Однако есть основание полагать, что власти города все-таки услышали голос «будущего». Как было заявлено в итоговой части обсуждений, решено приступить к созданию карты городского велосипедного каркаса.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
На снимках: общественные слушания в Севастополе по реконструкции ул. Б. Морской

(фото Д. Метелкина);

Другие статьи этого номера