Куда бежать, когда болит?

Дмитрий Овсянников поручил удвоить число специалистов, выпускаемых Севастопольским медицинским колледжем

Травмпункт, приёмный покой и кабинеты неотложной помощи в Севастополе.

Любая болезнь для человека—маленькое ЧП в пределах одного организма. Внезапное повышение температуры или резкие боли вызывают приступ паники, как при пожаре, и отключают логическое мышление. Сегодня поговорим о том, чем отличается экстренная помощь от неотложной, с какими заболеваниями стоит обратиться в поликлинику, а при каких нужно срочно звонить по телефону 103.

 

Экстренная. Неотложная. Плановая

Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет три формы оказания медицинской помощи:
—плановая—при хронических заболеваниях и состояниях, не создающих угрозы жизни пациента. Не требует моментального вмешательства (в отличие от экстренной, когда дорога каждая минута);
—экстренная—при внезапных острых состояниях или обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни;
—неотложная—тоже при внезапных острых состояниях, но без явных признаков угрозы жизни пациента.
Коротко: болит давно и привычно—нужна плановая помощь, болит резко, но не страшно—неотложная, резко и страшно—экстренная.
Разница между неотложной и экстренной медпомощью состоит в том, что в обоих случаях существует угроза здоровью, но лишь в одном—жизни. Грозит вам что-то или нет, определит только лечащий врач. Никакого самолечения!

Кабинет неотложной помощи: что это и где его найти?

Перечитаем закон: «…в целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме».

Что это значит?

В каждой севастопольской поликлинике с 2018 года работают кабинеты неотложной помощи. Чаще всего их график совпадает с графиком основного состава медучреждения (то есть они работают до 19-20 часов), в редких случаях в «неотложках» принимают с 8 до 16. Сотрудники кабинетов—своего рода «скорая» в поликлинике. Обращайтесь к ним, если у вас подскочило давление или поднялась температура, заболела голова, поясница или живот. Кстати, вам не нужно записываться на приём через регистратуру, контакт-центр или другие каналы—здесь принимают без талонов.
«Кабинеты оснащены укладками неотложной помощи и кардиографами, но самое главное традиционно—квалифицированные врачи. Каждый день к ним обращается в среднем 30-40 человек. Явка зависит от количества прикреплённого к поликлинике населения и от времени года: когда растёт число заболевших ОРВИ, поток пациентов увеличивается», комментирует заместитель главного врача по поликлинической работе 1-й городской больницы Елена Шамрай.
Именно врачи и фельдшеры кабинета неотложной помощи могут оказать вам медицинскую помощь и выявить упомянутую выше угрозу жизни. Если специалист решит, что вас пора госпитализировать, он вызовет «скорую помощь».
Коротко: кабинет неотложной помощи—посредник между терапевтом и «скорой». Если вам плохо, но не настолько, чтобы вызывать бригаду, обратитесь в поликлинику.

Упал, очнулся—гипс. Как работает травмпункт

Схема хорошо известна всем севастопольцам: сломал конечность—езжай в травматологический пункт.
Работники единственного в городе круглосуточного травмпункта 1-й горбольницы помогают всем больным с ранами и повреждением опорно-двигательного аппарата. То есть при порезах, ушибах, переломах.
Важное уточнение: с момента травмы не должно пройти более 24 часов.
Что делать, если ударился в воскресенье, болит в среду, а время дойти до врача появилось только в пятницу? Критерии те же: легкое недомогание—к участковому терапевту; острые, но терпимые боли—кабинет неотложной помощи; острые и нетерпимые—«скорая помощь» и приёмный покой.
«Приёмное отделение—входные ворота больницы»
Именно так выразился главный врач 1-й городской больницы Владимир Кузнецов. Сюда привозят на «скорой», сюда приезжают самотёком, поступают и в плановом порядке—при наличии показаний.
Условно в главной больнице города существуют два приёмных отделения. Основное ведёт круглосуточный прием пациентов терапевтического, хирургического, неврологического и других профилей. Отдельный «приёмник» работает в региональном сосудистом центре: пациенты с инсультами, инфарктами и прочими патологиями мозга и сердца поступают именно сюда.

Что же происходит на пути от машины «скорой помощи» до койки в палате?

При поступлении первым делом на посту происходит регистрация пациента—выяснение его личности, паспортных данных, номера страховки. Затем человека осматривают врачи: терапевты, хирурги, гинекологи, урологи, невропатологи, нейрохирурги и другие. Для постановки диагноза проводят обследования: общеклинический анализ крови, анализ мочи, рентгенография, рентгеноскопия, ЭКГ, УЗИ. Далее по ситуации: врач может принять решение о госпитализации, направить в поликлинику и т.д.
К слову, отделение в 2018 году стало намного комфортнее и для пациентов, и для врачей: выполнен капитальный ремонт и приемного, и диагностического этажей, кабинеты оборудованы современной техникой. Переоборудован зал ожидания, выделена зона для лежачих больных, оснащена противошоковая палата для самых сложных случаев.
Иногда в приёмном отделении от момента поступления пациента до вердикта врача проходит несколько часов. С чем это связано? Как было сказано выше, в приёмное отделение обращаются больные с разной степенью тяжести заболеваний различного профиля. В один момент в больницу может поступить и человек, тяжело пострадавший в автокатастрофе, и студент с подозрением на аппендицит, и пенсионер с повышенным давлением.
«Есть пациенты, которые обращаются в приёмное отделение с обострением хронических заболеваний—вместо того, чтобы заглянуть к терапевту, в кабинет неотложной помощи или вызвать врача на дом. Но бывает так, что за десять минут к отделению подъезжают три-четыре машины «скорой помощи» и привозят больных в тяжёлом состоянии, тогда «плановым» приходится подождать, когда доктора освободятся и уделят им внимание. В любом случае в медицинской помощи мы не отказываем никому, консультируем всех обратившихся, проводим необходимые обследования и направляем либо в стационары города, либо в поликлиники»,—отмечает главврач Владимир Кузнецов.
Из 200-250 обратившихся за сутки в приёмное отделение госпитализируют примерно половину. Остальным оказывают медицинскую помощь, которую можно было бы получить в районной поликлинике—у терапевта или в «неотложке».
«Среднее время пребывания пациента—до двух часов, если гемодинамика стабильна и его жизни ничего не угрожает,—объясняет Владимир Кузнецов.—В противном случае мы поднимаем человека в реанимационное отделение или отправляем в противошоковую палату. Сами понимаете, что это категория, которая не терпит отлагательств. Пациентам с политравмами выполняется компьютерная томография, затем они поступают либо в операционную, либо в реанимацию».
Задержка с проведением консультации может случиться и при отсутствии очереди. Врачи, осуществляющие приём пациентов, зачастую являются действующими хирургами и могут находиться на плановой или экстренной операции.
В будущем разграничить потоки экстренных и плановых больных позволит открытие больницы скорой медицинской помощи, которая станет флагманом в системе здравоохранения города. Сегодня необходимо жить в заданных условиях: трепетно относиться к своему здоровью, проходить профилактические осмотры, не доводить заболевания до хронических форм. А в случае неожиданного ухудшения самочувствия трезво оценивать, достаточно ли будет обращения в кабинет неотложной помощи или стоит вызывать «скорую».

«Без ОМС не помогут? А если на такси приеду, выгонят?»

Уже знакомый нам закон гласит: «Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно».
Существует ошибочное мнение, что без паспорта и страховки в больнице не примут ни пациента, которого привезла бригада «скорой», ни человека, который приехал на такси.
«Медицинскую помощь оказываем в 100 процентах случаев. Главный ориентир—состояние пациента, а не наличие у него документов»,—подчёркивает заместитель главного врача по хирургической части Андрей Коситченков.
Действительно, в идеальной ситуации необходимо с собой иметь паспорт, СНИЛС и медицинский полис. Но помощь может потребоваться неожиданно—на прогулке в горах, по дороге с работы и даже ночью. Документов может с собой не быть.
Для таких случаев у врачей есть лайфхак: сфотографируйте полис ОМС и храните снимок в телефоне.
Андрей Коситченков делится опытом: «Многие пациенты поступает в 1-ю городскую больницу без документов, всё бывает в жизни, мы всё понимаем. Но для идентификации нужны определённые данные. Даже просто сфотографированный на телефон полис или его номер, выписанный на бумажку, даст информацию о пациенте».
Сотрудники приёмного отделения пользуются ЕМИАС—Единой медицинской информационно-аналитической системой, в которую занесены все жители Севастополя. Если сотрудники больницы знают номер полиса, выяснить остальные данные о пациенте не представляет никакого труда. Необходимые документы и их копии для формирования истории болезни можно принести в течение лечения или в день выписки.
Гостям города также не откажут в помощи, ведь действие обязательного медицинского страхования распространяется на всю территорию Российской Федерации. Стоит это помнить и севастопольцам, отправляющимся в другие регионы на отдых или в командировку.
Коротко: паспорт, медицинский полис и СНИЛС или их копии желательно иметь всегда при себе на случай, если вдруг станет плохо. Необходимый минимум—номер страхового свидетельства: его можно сфотографировать на телефон или выписать на бумажку и хранить в кошельке.
В заключение: едва ли стоит всё время думать о болезнях и каждую минуту готовиться к госпитализации. Вместо этого лучше регулярно заботиться о сохранении и поддержании своего здоровья, проходить профилактические осмотры и диспансеризацию. На самом деле болезнь проще предотвратить, чем лечить.

Е. ЖЕЛНИНА.

Другие статьи этого номера