Какие цены «кусаются» сильнее?

Какие цены  «кусаются» сильнее?

То, что цены на продукты питания в Севастополе и на полуострове заметно выше, чем восточнее Крымского моста,—реальность, с которой мы миримся. Но когда продукты, выращенные и произведенные в Крыму, на малой родине, дороже, чем в том же Краснодарском крае, это кажется даже немного обидным. Для нас данная ситуация стала поводом не только найти причину такой несправедливости, но и еще раз поговорить о ценах на продукты питания и о том, какими они должны быть на самом деле.

 

Цена ниже, шансы выше!

Перечень продуктов, «обидевших своих», очень короткий: по одному производителю куриного мяса и молочной продукции. Цены на эти продукты оказались ниже, чем в крымских магазинах. Например, мясо кур крымского бренда в магазинах «Магнит» Краснодарского края продается по акции «Лучшая цена», то есть по минимальной стоимости в своей категории. А молочная продукция, представленная в сети «Ашан» Ростова-на-Дону и Краснодара, заметно дешевле, чем на родине.
Начнем с птицы. Продажа курицы по акции «Лучшая цена» означает максимальный объем продаж в торговой сети. Всего в Краснодарском крае около 650 магазинов «Магнит». Для сравнения: самая крупная сеть Крыма насчитывает 72 магазина. Объем продаж в «Магните» потенциально намного выше, что очень выгодно для производителя.
«Лучшая цена» означает, что на уступки идут и производитель, и розничный продавец, снижая торговую наценку до возможного минимума. А так как себестоимость каждой новой партии товара может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону, цена на прилавках также регулярно меняется.
В дополнение к этому скажем, что акция «Лучшая цена» играет роль очень эффективной рекламы. Покупатель видит этот товар чаще, чем любой другой.
Впрочем, разница в цене не так велика, как кажется. На момент подготовки этой статьи самая дешевая курица в Краснодаре стоила 116 руб./кг. В Севастополе—118.
Если для присутствия в крупных сетях мясной продукции иногда достаточно лучшей цены и необходимого объема производства, с молочными продуктами все гораздо сложнее. В российских регионах, пожалуй, кроме Крыма, недорогое молоко всегда предлагают местные производители, а средний или высокий ценовой сегмент занимают федеральные компании известных брендов. Поэтому войти в торговую сеть с молочными продуктами (а тем более производителю из чужого региона) почти невозможно. Цена и качество—здесь только два фактора из учитываемых сетевыми продавцами при выборе поставщика.
Фирма «Ашан» в Симферополе, скорее всего, уже имеет положительную историю сотрудничества с местной компанией, потому выход на федеральный уровень и стал возможным. Но дальше необходимо было покорить покупателей, и одним из способов стало значительное снижение цены на старте продаж. И только спустя несколько месяцев будет понятно, прижился ли новый продукт на полках магазинов.

Себе—дороже!

В Севастополе и в Крыму природа цен несколько другая по сравнению с ценообразованием в «материковой» России. Заметное конкурентное давление со стороны федеральных сетей есть только на самые дешевые товары. Но севастопольцы, привыкшие к более высокому качеству, традиционно стараются обойти эти товары стороной.
В среднем же ценовом сегменте «федералы», однако, проигрывают крымским производителям по качеству. Оптовые партии относительно небольшие, а цена в итоге сильно завышена.
На полуострове сложилась уникальная ситуация с молоком. Местные производители предлагают продукцию исключительно в среднем ценовом диапазоне, даже если это не всегда оправданное качество. А бюджетное молоко (ниже 50-55 руб./л) практически все завозится из Кубани. При этом стоимость федеральных брендов минимум на 20-30% выше, чем в соседних регионах. К примеру, белорусские молочные продукты иногда в 1,5 раза дороже, чем в том же Краснодаре или Московской области.
Еще один фактор, который сложно понять,—это огромный разброс цен на некоторые виды продуктов. Например, крымские куры, замеченные в краснодарском «Магните», продаются на родине по цене от 118 до 167 руб./кг. И это в пределах одного города.

Справедливости ради…

Не все продукты из Крыма за его пределами стоят дешевле. Из недешевых местных товаров отметим вино, которое становится все более популярным год от года, ялтинский лук с ценой в Москве от 200 до 350 руб./кг, крымскую косметику, которая в столице стоит в 2-2,5 раза дороже, чем на полуострове.
Туристы, приезжающие в Крым, обращают внимание не столько на цены местных товаров, сколько на высокое качество. Куры, по признанию многих, вкуснее краснодарских и ростовских. Некоторые виды сыров, со слов севастопольских рестораторов, мало в чем уступают европейским. О целебных свойствах крымской флоры слагают легенды, а значит, у всего крымского большое и очень прибыльное будущее.

 

Валерий НЕК.

(Материал подготовлен по информации, опубликованной на портале «Крымстата», и пресс-релизов, предоставленных федеральными торговыми сетями).

Другие статьи этого номера