Судостроению—семь футов под килем

Судостроению—семь футов под килем

На предприятиях судостроения страны занято чуть менее 200 тысяч человек. Средний возраст каждого колеблется в пределах 45 лет. Средняя заработная плата в отрасли перешагнула рубеж 60 тысяч рублей. В проектных организациях она выше. Вклад судостроителей в валовой внутренний продукт Российской Федерации—0,8 процента. В 2018 году ими реализовано товаров и услуг на сумму 710 миллиардов рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2012 году. Рентабельность предприятий судостроения—всего 0,8%, отраслевой науки и проектно-конструкторских организаций—4%.

 

Налицо более-менее положительные тенденции в развитии данного сегмента экономики страны. Но радости от этого не испытываешь. В лихие 90-е мы слишком доверились правилам международного разделения труда. Наше главное дело, сказали тогда недальновидные деятели,—добыча газа и нефти. Оказалось, этого недостаточно, особенно с введением в отношении нашей страны несправедливых торговых санкций и прочих ограничений.
Нынче видим: наработки науки прежних лет сошли на нет. Без них в глобальных масштабах невозможно уповать на успехи в конкурентной борьбе. Трудно на них рассчитывать, при том, что на наших предприятиях судостроения на 60 и более процентов парк технологического оборудования состоит из морально устаревших машин и приспособлений. Они изношены на 80 и более процентов. На пальцах одной руки можно сосчитать на просторах необъятной России места, пригодные для закладки 170-метровых гражданских судов. Парадоксально, но востребовано только 40 процентов производственных мощностей судостроения. Строить гражданские суда, ремонтировать их российские транспортные компании склонны за рубежом. Их оборудование на 40-85 процентов состоит из комплектующих иностранного производства, оборудование военных кораблей—на 50-60 процентов.
Здесь приведены сведения из утвержденного в последних числах октября прошлого года правительством Российской Федерации ответственного документа—«Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года».
«Стратегия…», говорится в этом документе, направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли. «Может показаться, что до 2035 года—пропасть времени. Если же обратиться к потребностям внутреннего рынка, то надо дорожить не то что отдельно взятым годом—день нельзя упускать для дела. В этот период необходимо обеспечить строительство 250 морских транспортных судов и более полутора тысяч судов класса «река—море», 1640 судов рыбопромыслового флота, 90 научно-исследовательских судов, 24 ледоколов, а также в пределах 150 судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений…
Эти масштабные задачи подлежат осуществлению, но при выполнении ряда условий. В частности, надлежит загрузить имеющиеся производственные мощности минимум на 80 процентов. На этой основе поднять объемы производства в 2,2 раза при «одновременном росте в два раза производительности труда и повышении доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов».
Главой правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым определен полугодовой срок на разработку плана мероприятий по реализации «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года». Текст документа был оперативно доведен заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в том числе и правительству Севастополя.
Выше уже было сказано о том, что ВВП страны—это в том числе 0,8 процента продуктов отечественного судостроения и судоремонта. Нам никогда не забыть, что в течение двух с лишним веков судостроение и судоремонт были градообразующими и бюджетообразующими отраслями в Севастополе. Были. Севастопольцы строили суда и корабли всех классов, вплоть до эсминцев, плавучие краны-силачи и даже ледоколы.
Поэтому на принятую центральным правительством «Стратегию…» у нас возлагают особые надежды. Департамент экономического развития города направил руководителям профильных предприятий правительственный документ «для использования в работе». «В интересах формирования плана реализации «Стратегии…»,—говорилось в сопроводительном письме,—просим в срок до 6 декабря 2019 года направить свои предложения…»
В настоящее время предприятий соответствующего профиля у нас насчитывается свыше десятка. Их производственная деятельность затруднена известными санкциями. У большинства коллективов хронически пусты портфели заказов.
«Стратегия…» состоит из шести тематических разделов и трех приложений. В «дорожную карту» ее реализации, которую также примут в столице, севастопольцы внесли около двух десятков предложений. Они считают необходимым внесение изменений в нормативные акты, которые регулируют осуществление операций в сфере закупок товаров, работ, услуг. Считается также целесообразным «привлечение организаций малого и среднего бизнеса к реализации заданий государственного оборонного заказа, а также налаживание промышленной кооперации.
Нужны, считают в Севастополе, и нормативно-правовые инструменты для ограничения возможностей отечественных судовладельцев—клиентов зарубежных судостроительных предприятий. (В настоящее время доля гражданского судостроения в Отечестве—менее 10 процентов). Есть предложения, касающиеся условий льготного кредитования, разработки действующего плана-графика по импортозамещению судового комплектующего оборудования и локализации его производства в границах Российской Федерации.
В качестве ответственных за выполнение этих и других предложений в случае их принятия севастопольцы видят Минпромторг, Минэкономразвития, Минтранс, Миннауки, Минпросвещения и другие ведомства, а также наши предприятия и организации: ПКУ «Черноморец», АО «ЦКБ «Коралл», «Севморзавод», Севастопольский госуниверситет.
«Итогом «Стратегии…»,—говорят ее авторы,—должна стать возможность рыночного сегмента отрасли, не связанного с выполнением государственного заказа при минимальном или умеренном уровне государственного участия». Центром обозначена программа оздоровления обстановки в отечественном судостроении. Главное заключается в том, что к этому сделан первый шаг.

А. КАЛЬКО.
Фото автора.

Другие статьи этого номера