Эхо Византии

Бескомпромиссное уплотнение: многоэтажки наступают на общественные пространства

Свидетели этого события в своем большинстве узнали новое для себя слово—«антифонный». В последнее воскресенье января в выставочном зале военно-исторического музея-заповедника (бывший кинотеатр «Украина») на улице Ленина состоялся первый в Севастополе, первый на полуострове антифонный хоровой концерт.

Эхо Византии

Для верности откроем на нужной странице словарь иностранных слов. Он дает определение: «Антифон (в переводе с греческого—«звучащий в ответ»)—песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами…» В нашем случае это хор «Корсунь» Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе во главе с Е.В. Тиховой и концертный хор Покровского собора, которым руководит отмеченный престижными почетными званиями В.Н. Ким. Для их совместного выступления отведено фойе бывшего кинотеатра, так как зал в настоящее время находится на ремонте.
Представленные нам певческие коллективы расположились у противоположных стен. Ими поочередно исполнялись произведения, которые сопровождают богослужения в храмах—такие, например, как «Отче наш». Прозвучали также произведения классики. Известнейший «Щедрик» в обработке украинского композитора Н. Леонтовича—один из них.
Перед необычным концертом улыбнулась удача перекинуться словом с регентом «Корсуня» Е.В. Тиховой. Вспомним великолепный поэтичный рассказ Ивана Тургенева «Певцы». Его герои соревновались в вокальном мастерстве. В этот день хоры Покровского и кафедрального Владимирского соборов в Херсонесе соперничали, или взаимодействовали?
«В течение концерта и особенно в его финале сами увидите и услышите»,—лицо Елены Владимировны озарила улыбка. «Смелое, очень смелое заявление»,—подумал я об услышанном от собеседницы. Право, сколько раз на иных площадках приходилось слышать завышенные обещания. Давать их перед концертом—дело, отягощенное большим риском.
Для исполнения в финале певческие коллективы избрали 33-й псалом:
—Благословляю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
Второй хор поддерживает первый:
—Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня.
Стих за стихом накатывал, как морские волны:
—Кто обращал взор к Нему, те просвещались, а лица их не постыдятся…
Уже этого хватило бы для того, чтобы отметить скромность регента в ее оценке. Но главное было впереди. Заключительный стих хоры пели вместе:
—Избавит Господь душу рабов своих, и никто из уповавших на него не погибнет.
Потрясающе!
(Текст 33-го псалма сверяю по изданному в 1888 году тому Евангелия и Псалтыря с благословения Святейшего Правительствующего синода Москвы, будучи целиком уверенным в том, что за 132 года в Книге книг ничего не изменилось. В крымской степи, в селе Восход поэт, прозаик, публицист Николай Готовчиков создал стихотворную версию Псалмов. Книга была удостоена благодарности Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.—Автор).
Антракт не объявляли. Но все же удалось пробиться к Е.В. Тиховой с вопросом: «Сколько потребовалось репетиций, чтобы добиться высочайшей слаженности в исполнении одного произведения двумя коллективами?» Елена Владимировна удивила еще раз: собраться хорам вместе удалось лишь за час до концерта. Профессионалам этого хватило.
Выступления хоров гармонично чередовались с выходом к микрофону севастопольских поэтов: Татьяны Шороховой, Татьяны Халаевой, Николая Ильченко, Виталия Фесенко…
…Пусть вновь взойдет спасения звезда,
Чтоб свет ее по всей земле пролился
И чтоб у нас отныне навсегда
У каждого в душе Господь родился.
Это стихи Татьяны Халаевой.

На стенах зала, где проходил необычный концерт, была развернута выставка икон, оклады которых сплетены из миллионов узелков льняных нитей симферопольцем Владимиром Денщиковым. Поразительна судьба мастера. В прошлом Владимир Денщиков—успешный артист театра и кино, режиссер. Лет пять назад (может, чуточку больше) Владимир Денщиков, общаясь с журналистами, делился планами вернуться на сцену. Но серьезная болезнь явилась препятствием в осуществлении этих намерений. Недуг существенно лишил одну руку былой подвижности. Но Владимир Денщиков освоил искусство плетения в стиле макраме льняными нитями оригинальных, единственных в своем роде предметов подлинного искусства. Его выставки проходят в больших и малых городах, как в настоящее время в Севастополе.

Эхо Византии
С некоторыми организаторами и участниками антифонного концерта хорового пения мы говорили до и после выступления певческих коллективов перед публикой.
Владимир Ким приобщился к духовной музыке еще будучи студентом консерватории. В то время этому уже никто не препятствовал, но и не поощрял подобного. Что же влекло к участию в совершении литургии, сопровождению богослужения? Церковные песнопения—мощный пласт национальной культуры. Музыку для исполнения в храмах писали такие композиторы, как Бортнянский, Глинка, Чайковский, Рахманинов… Этот список можно расширить за счет имен современников многих из нас. В годы так называемого застоя произведения духовной направленности писал, например, Караманов—автор гимна Республики Крым.
В заключительном 150-м псалме обращает на себя внимание строка: «Хвалите Его (Господа.—Автор) на струнах и органе». Можно ли ожидать выступления хора Покровского собора в сопровождении муниципального симфонического оркестра? Звуки органа можно слышать в христианских храмах западного обряда, сказал Владимир Николаевич. Православные верующие внимают пению а капелла. Голос человека—самый совершенный музыкальный инструмент. Хотя Владимиру Киму известно исполнение произведений Бортнянского и в сопровождении оркестра. Есть над чем подумать.
В нынешнем году хору Покровского собора, которым руководит Владимир Николаевич, исполняется десять лет. Выступления коллектива можно услышать не только под гулкими сводами храма. Он участвует в фестивалях, конкурсах, где неизменно ему сопутствует успех.
Хлопоты по организации концерта принял на себя возглавляемый музыковедом и педагогом А.М. Костенниковым Севастопольский филиал фонда содействия развитию науки, культуры и кино «Одиссей». Его президент О.М. Пипия заявил, что очень доволен и увиденным, и услышанным. Мать Одиссея Мамиевича—гречанка. Президент фонда услышал эхо византийского пения, словно в наше сегодня к нам пробились голоса первых христиан. «Такие мероприятия не должны стать… уникальными. Им надлежит войти в нашу повседневность»,—резюмировал О.М. Пипия.
А.М. Костенников считает удачей достижение органичного синтеза различных направлений искусств, в нашем случае—пения, художественного слова и живописи. «Севастополь обладает творческими силами для реализации любых проектов в этом направлении»,—подчеркнул он.
Один из ораторов предложил в программу Дня славянской письменности включать фестиваль духовной музыки. Эта идея пришлась по душе отцу Стефану—помощнику благочинного Севастопольского округа. Опыт такой есть: на постоянной основе проводятся пасхальные фестивали.
Организаторам и участникам антифонного хорового концерта вручались почетные грамоты, дипломы, благодарственные письма городского управления культуры, фонда содействия развитию науки, культуры и кино «Одиссей», Севастопольского благочиния, Военно-исторического музея-заповедника—хозяина концертной площадки.
Сложилось убеждение: антифонным хоровым концертам быть и в будущем.

А. КАЛЬКО.
На снимках: хоровыми коллективами дирижируют: Владимир Ким и Елена Тихова; иконы работы Владимира Денщикова.
Фото автора.

Другие статьи этого номера