Сплошные «прогулы»

Сплошные «прогулы»

Дистанционное обучение в режиме повышенной готовности для многих студентов, школьников, а также их родителей стало настоящим испытанием. Слишком быстро и без подготовки пришлось включиться в процесс, который снова прерывался непредвиденными каникулами. Буквально до последних событий, произошедших в стране и мире, дистанционное образование было не слишком-то популярно. И вдруг жизнь изменилась кардинально. Срочно пришлось перестраиваться.

—По сути, в так называемое дистанционное образование нас всех, всю страну, отправили без подготовки, как в омут с головой,—говорит студентка СевГУ Катя.—Преподаватели, конечно, стараются, относятся к занятиям со всей ответственностью, но лично для меня все сложно, так как поначалу многое было непонятно. Кто-то просил подключить «Ватсап», а он, как назло, не устанавливается на моем древнем ноутбуке, кому-то задания можно отправить через социальную сеть или по электронной почте—с этим проще. Например, по расписанию—пара в 8.30. Нужно выйти в онлайн и отметиться, что ты не какой-нибудь прогульщик. С одной стороны, прикольно, никуда ехать не нужно, с другой—вставать не хочется, нужно себя все время принуждать. В итоге «прихожу», отмечаюсь, сижу два часа на «лекции», ну как лекции: идет оживленная переписка всех студентов, не успеваю все читать и уже ничего не понимаю. Через час начинает страшно болеть голова. Знаний пока не прибавилось. Думаю, все это с непривычки.
Тем вузам, где уже была база для онлайн-образования, повезло больше. Например, директор по связям с общественностью НИУ «ВШЭ» Андрей Лавров рассказал, что еще до возникновения коронавируса и угрозы перевода студентов на дистанционное обучение «вышка» уже давно занялась разработкой своих технологий для получения образования на дому. Пандемия же ускорила технический процесс и не дала выбора науке. Совершенствовать систему онлайн-образования в России пришлось срочно.
—Конечно, массовый переход на дистанционное обучение для Севастопольского государственного университета стал своеобразным вызовом,—говорит его ректор Владимир Нечаев.—У нас были практики, были отработаны некоторые курсы, но, конечно, полностью университет не был готов. Были серьезные опасения, что что-то пойдет не так в процессе перехода на технологии дистанционного обучения. Поэтому была создана временная структура, она прежде всего касалась создания групп «ВКонтакте» либо в мессенджерах, через которые преподаватель мог общаться со студентами. Создание этой коммуникационной платформы позволило в первые дни, с 17 марта, постепенно начать выстраивание этой системы.
Впрочем, уже после недельных каникул дела в университете пойдут веселее. По словам Владимира Нечаева, в вузе есть своя образовательная платформа и для того, чтобы на нее перейти, нужно было и обучить преподавателей (для них организовали специальные интенсивные тренинги), и объяснить студентам, проверить наличие паролей, доступов.
К сожалению, условия жизни у каждой семьи разные, а для обеспечения успешного получения образования на «удаленке» необходимы компьютер или ноутбук и стабильное подключение к Интернету. Бывает и такое, что студент не имеет финансовой возможности купить себе ноутбук или отремонтировать сломанный. Или просто не может учиться в таком режиме. У кого-то не самые подходящие жилищные условия, у кого-то дома—больные бабушки и дедушки, у кого-то—один старый компьютер на всю семью. Да и в первые дни на дистанционном обучении без курьезов не обошлось.
—Нашего студента попросили для занятий по физкультуре записывать упражнения на видео и сбрасывать в социальную сеть на всеобщее обозрение,—рассказала мама севастопольского студента Елена.—Например, как делаются отжимания. Вся семья в сборе. У нас квартира крошечная, заставлена мебелью, снимать видео негде. Да и знать бы, как это делается. Навыка у меня, допустим, нет. Снимать ведь должен кто-то из домашних или камера нужна хорошая. Чувствую себя просто динозавром или мамонтом. Отжиматься негде, снимать непонятно как, а еще все смогут посмотреть нашего ну совсем не спортивного великовозрастного ребенка? В итоге—физкультуру «прогуливаем».
Татьяна учится в Севастопольском экономическо-гуманитарном институте Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. На время дистанционного обучения она уехала домой, в Джанкой. Говорит, что многие задания им сбрасываются «ВКонтакте»: «Сижу, учусь в своей комнате. У нас лекция. Мама что-то кричит из кухни, просит зайти. Заглядывает в комнату и говорит грозно: «Таня, ты что, не слышишь?» Я отвечаю: «Мама, а ничего, что у меня лекция?»
Если вузы ведут более-менее полноценное дистанционное обучение, то в школах пока хаос. Сложно вникнуть в требования и педагогам, и родителям. У многодетной севастопольской мамы Риты Клименко сразу полноценный «набор» для опытов: на дистанционное обучение переходят все дети—и школьники, и студенты.
—Сегодня целый день со школьниками пытались разобраться, как получать задания, куда их отправлять, какие требования,—говорит Рита.—Пока очень сложно. Несколько раз зависал наш электронный дневник, к которому севастопольцы еще не привыкли, потом я попыталась разобраться в переписке родителей—все нервничали, что-то постоянно писали, ничего непонятно. Пока сплошная путаница и нет четкости. Да и по некоторым предметам, конечно, объяснения учителя никто не заменит. Сейчас большая нагрузка легла на плечи родителей: маленьких детей еще сложно организовать. А в целом все ограничения мы воспринимаем легко благодаря тому, что у нас большая семья, скучно не бывает.
Многие учителя тоже пока скептически относятся к дистанционному обучению. По их словам, оно никак не сможет заменить учителя. Нет индивидуального похода к ученикам. Сложнее всего, пожалуй, выпускникам 9-х и 11-х классов: экзамены перенесли, но отменять их никто не собирается, а готовиться нужно. И тут выиграет самый дисциплинированный и ответственный. Вот только многие репетиторы отказались на весь сложный период от личных занятий, предложив занятия по «Скайпу». Но опять-таки не все дети воспринимают такой формат обучения.
Поддержку дистанционного обучения организует Министерство просвещения России. Единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали, поэтому Минпросвещения составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные интернет-ресурсы. На сайте министерства перечислено около 20 интернет-платформ, которые в той или иной степени позволяют обучаться, из них две—государственные: Российская электронная школа и Московская электронная школа. На них представлены тематические курсы, видеоуроки, которые ведут талантливые педагоги, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмы и даже музыкальные концерты.
«Сейчас у российской школы нет возможности перехода на качественное дистанционное обучение целиком, даже временно,—прокомментировал газете «Ведомости» ситуацию с дистанционным обучением сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. —Я не знаю, как можно обучать детей русскому дистанционно. Любое задание на орфографию, например, если ученики находятся от меня на расстоянии и сидят за компьютерами, совершенно точно означает их возможность найти текст в Интернете и сделать все без единой ошибки. И на обществознании главное—общение ученика и учителя. Даже на видеоконференции организовать все так, чтобы я видел 24 учеников, видел их лица, слышал, как они друг с другом спорят по той или иной правовой проблеме, я не могу. Если я этого не могу, то никакого смысла в моем предмете уже нет.
По всей вероятности, в скором времени мы получим колоссальный опыт и спустя какое-то время уже спокойно будем учиться дистанционно. Вот только живого человеческого общения, к сожалению, компьютер не заменит.

Анна БРЫГИНА.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера