Красный спуск в Севастополе идет от площади Суворова до железнодорожного вокзала. Место красивое, но небезопасное: отвесный склон городского холма, возле которого проложена автодорога, подвержен оползням. В мае начались работы по укреплению склона.
Несколько раз здесь происходили крупные обвалы. В 2018 году после сильного ливня на дорожное полотно скатился камень весом около тонны. Но о потенциальной вероятности обвала ученые предупреждали еще в 2016 году. Специалисты «Крымгеологии» направляли соответствующее письмо в правительство Севастополя.
Весной 2013-го в интервью нашей газете геолог Алексей Федоров, в частности, говорил, что существует реальная угроза «обвала блока известняка объемом 30 кубометров на проезжей части Красного спуска. Там, несмотря на дорожный знак, запрещающий движение по правой стороне дороги, троллейбусы следуют как раз вблизи обвалоопасного склона».
А старожилы припоминают 1969 год. Тогда обрушилось около 25 кубометров грунта, движение было парализовано на несколько часов. К счастью, никто не пострадал.
Опасность сохранялась все эти годы. По оценкам специалистов, потенциальную угрозу нес блок горных пород объемом порядка 50 кубометров (около 150 тонн). Поводом для обрушения могло стать что угодно: большое количество осадков, незначительное землетрясение или просто динамическая нагрузка на дорогу—каждый день по Красному спуску проходят десятки троллейбусов и автобусов.
В мае нынешнего года на Красном спуске начались работы по укреплению склона. Противоаварийные мероприятия осуществляет подрядная организация из Москвы. Работы по инженерной защите проводятся в рамках проекта содержания автомобильных дорог. Заказчиком выступает ГБУ «Севастопольский автодор». Противоаварийные мероприятия, как стало известно журналистам, обойдутся севастопольскому бюджету в 30 миллионов рублей.
Подобные работы на этом участке не проводились больше десятилетия, а может, и никогда. Журналисты выяснили, какие современные технологии по предотвращению оползневого процесса будут применены.
По словам строителей, удерживать склон от оползня будут при помощи специальных анкеров. На участке более трехсот метров в перспективе появится около полутысячи таких металлических конструкций, каждая из которых может выдержать вес более пяти тонн.
Совсем скоро начнется монтаж конструкций, пока же идут предварительные работы. Строители занимаются подготовкой участка, осуществляется вырубка кустов, идет устранение отвесных камней, работают промышленные альпинисты, вывозится мусор. Для укрепления склона специалисты применят геомат, представляющий собой уникальную по свойствам полимерную структуру, состоящую из нескольких слоев хаотично расположенных решеток. Для надежности его дополнительно укрепят сеткой двойного кручения. Ее-то и будут держать анкеры, которые буквально вживят в скалу на общей площади 2,7 тысячи квадратных метров. Анкер вкручивается в землю и при давлении раскрывается внутри. Выходит так называемая шпилька, на которую прикручивается трос сетчатой системы.
Геоматы используются для укрепления разнообразных откосов, выемок и насыпей, а также для озеленения поверхностей. Материал является экологичным и недорогим средством торможения процесса эрозии. Укрепление склона с помощью противоэрозионного геомата считается самым передовым и эффективным методом, предотвращающим естественное разрушение почвы. Геоматы используются в качестве армирующих элементов для предотвращения эрозийных процессов грунта: укрепления оползневых склонов и конструкций, расположенных на оползневых участках, в том числе для укрепления береговой линии и русла водостоков, сохранения растительного слоя на скалистых склонах и прочее. Считается, что для укрепления откосов и склонов этот материал подходит лучше всего. Он укрепляет корневую систему растений, которая в свою очередь предотвращает начало эрозийных процессов. При правильной укладке геоматы могут снизить вероятность оползней почти на 80%.
По контракту завершить укрепление склона подрядчик должен до 31 июля. Но в его планах—управиться быстрее.
Подготовила Оксана Непомнящих.
Фото Дмитрия Метелкина.
Кстати
Департамент общественной безопасности города провел изыскания и установил, что берегоукрепление мыса Толстого неэффективно.
По мнению специалистов департамента, необходимо прекращать хозяйственную деятельность в оползнеопасной зоне. Об этом стало известно в ходе заседания правительства Севастополя. В зоне риска сейчас находятся садовый кооператив и мини-гостиницы. И.о. директора департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Максим Жукалов предложил частично изъять 11 садовых участков площадью 1,1 гектара для строительства укрепительных сооружений. На проведённых общественных слушаниях люди высказались против изъятия участков.