Это связано с увеличением подушевого норматива базовой программы ОМС до 12699 рублей. Для эффективного использования этих средств и обеспечения высокого качества бесплатной медицинской помощи необходимо внедрять в системе ОМС передовые цифровые решения. Такие предложения прозвучали на «круглом столе» «Обеспечение прав граждан в системе ОМС», состоявшемся в рамках очередного форума «Здоровье нации—основа процветания России».
Как отметила замглавы ФФОМС Светлана Кравчук, в связи с эпидемией коронавируса медучреждениям, фондам ОМС, страховым компаниям для сохранения доступности качественной медпомощи пришлось оперативно переформатировать свою работу, в т.ч. в сфере финансового взаимодействия. В период пандемии выявились нуждающиеся в коррекции элементы системы. Перепрофилирование лечебных учреждений под борьбу с коронавирусом объективно привело к повышению опасений со стороны пациентов с хроническими диагнозами в отношении получения необходимой медпомощи, возникла неопределенность с прохождением медико-социальной экспертизы. Отмечались сбои в сфере обеспечения льготными лекарствами и другими медицинскими препаратами и изделиями.
По мнению сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулева, нельзя «вечно «выплывать» за счет героизма врачей, нужны масштабные информационные решения, которые помогут системно выстроить работу по защите прав пациентов в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе в маршрутизации пациентов».
Над проблемами информатизации системы обязательного медицинского страхования работают как фонды ОМС, так и страховые компании. Напрмер, в территориальном фонде Свердловской области разработан программный продукт «Судьба пациента». Этот инструмент позволяет автоматически выбирать случаи, где с высокой долей вероятности допущены нарушения клинических рекомендаций и стандартов лечения. В фокусе—инфаркты и инсульты вскоре после выписки, тяжелое хроническое заболевание у пациента после прохождения диспансеризации с установлением основной группы здоровья. «В результате проведенного анализа 908 из 913 случаев лечения злокачественных новообразований признаны дефектными. Ключевой дефект—невыполнение или ненадлежащее выполнение лечебных и диагностических мероприятий,—отметил Валерий Шелякин, директор терфонда ОМС Свердловской области.—Выявление проблемы—предотвращение ее повторного проявления».
В оптимизации взаимодействия между фондами ОМС, медучреждениями и страховыми компаниями заинтересованы все стороны. Но ресурсы медорганизаций в области разработки цифровых решений ограничены. «Именно страховые компании показывают, как снижать издержки в страховой медицине и как должны выглядеть оптимальные бизнес-процессы,—считает руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков Максим Мазитов.—К сожалению, в отечественной медицине исторически сложилось так, что зачастую пациент не настаивает на высоком качестве медицинской помощи, заранее боится защищать свои права. Подвигнуть пациента на защиту своих прав, проинформировать его о возможностях страхования и предоставить механизмы защиты прав—это задача страховых компаний».
Одним из важнейших решений в области защиты прав застрахованных эксперты отрасли называют включение страховых медорганизаций в общий информационный контур системы здравоохранения. Для этого необходимо, как минимум, разработать универсальный сервис обмена между государственной информационной системой ОМС и единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения.
«В преддверии прогнозируемой рядом специалистов второй волны эпидемии коронавируса крайне важно сформировать устойчивую систему реагирования на вызовы, о которых мы даже не подозревали еще год назад. Необходимо обеспечить финансовую устойчивость медицинских учреждений. Важно продолжать работу по развитию механизмов защиты страховыми медицинскими организациями прав застрахованных в условиях кризисных ситуаций»,—подчеркнул вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.—В этом ключе особую значимость приобретает развитие цифровых платформ и в первую очередь—включение страховых компаний в единый информационный контур системы здравоохранения».
Подготовил Сергей КОШКИН.