В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме ребенка, напоминают специалисты «Роспотребнадзора».
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток.
Двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь по мере продвижения от младших классов к старшим. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Выяснено, что двигательная активность школьников особенно мала зимой.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ снижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к ухудшению работоспособности всего организма и особенно мозга: рассеивается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия недостаточной двигательной активности сопровождаются снижением сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям. Поэтому больше внимания в свободное время необходимо уделять двигательной активности детей на улице и соблюдению режима дня.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней зарядки, подвижных игр, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. Рациональный двигательный режим обеспечивает высокий уровень двигательной активности и способствует снижению утомления учащихся, повышает эффективность учебной работы.
Специалисты рекомендуют чаще организовывать активный отдых детей на свежем воздухе.
Для дошкольных организаций продолжительность прогулок определяется непосредственно организацией в зависимости в том числе и от погодно-климатических условий.