Выбор будущего: перспективы или консервация проблем?

Выбор будущего: перспективы или консервация проблем?

Семь лет назад севастопольцы и крымчане сказали свое убедительное «Да!» объединению с Россией. Безусловно, людьми двигали патриотизм и желание избежать тех проблем, в которые свалилась страна за Перекопом в последующие годы. Но и мысли о перспективах тоже были. Люди не знали точно о новых мостах, дорогах, электростанциях, но были уверены: впереди нас всех ждет большое будущее, так как быть вместе в составе сильной страны—это перспективно. В марте текущего года после решения депутатов Качинского муниципального округа подобный выбор стоит перед жителями двух небольших муниципалитетов на «Крайнем Севере» Севастополя—Андреевского и Качинского.

 

Андреевский муниципальный округ относится к числу самых миниатюрных самоуправляемых территорий Севастополя, он насчитывает всего два села—собственно Андреевка и поселок Солнечный, и население в них едва приближается к трем тысячам человек. Качинский—чуть посолиднее и состоит из самого поселка Кача, сел Орловка, Полюшко, Осипенко и Вишневого, насчитывая чуть менее 9 тысяч жителей.
Для сравнения оценим численность ближайшего соседа этих муниципалитетов, а это Бахчисарайский район Республики Крым. Более 90 тысяч 900 постоянных жителей. А Бахчисарайский район как раз и является следующим уровнем деления после субъекта федерации точно так же, как и муниципальные округа в Севастополе. Городской округ Алушта—55 тысяч, городской округ Джанкой—38 тыс., городской округ Саки—24 тыс. (а Сакский район—более 76 тысяч), да и сельские территории Крыма: Нижнегорский район Крыма—44 тысячи, Кировский район Республики Крым—51 тыс. чел.
И на «материке» сохраняется примерно та же пропорция. Например, городской округ Бронницы Московской области—22,5 тысячи человек, Волоколамский округ—39,1 тысячи, Каширский округ—почти в два раза больше. Именно для такого количества населения, как правило, в России создают отдельные органы власти. Как уже известно, и в Севастополе сейчас жители Северной стороны хотят отделиться в отдельный округ: так и численность населения Северной на данный момент насчитывает более 55 тыс. человек постоянного населения!
Во времена всем памятного переходного периода правительству под руководством Сергея Меняйло было, безусловно, известно, что тогдашнее муниципальное деление Севастополя—абсолютно временное явление. В Андреевке на базе сельсовета создали муниципальный округ, в Каче аналогично преобразовали поселковый совет. Ни для руководства, ни для самих жителей не было тайной, что создаваемые Качинский и Андреевский муниципальные округа рассматривались к объединению еще до вхождения Севастополя и Крыма в состав Российской Федерации. Но тогда, сразу после воссоединения, объем проблем был слишком велик: смена документов (очереди за паспортами, СНИЛСами, документами на жилье и землю еще в памяти у многих), энергоблокада, продовольственная безопасность и множество других факторов. Поэтому тогда, в 2014 году, было решено оставить устройство города без изменений.
Но нет в нашем мире ничего более постоянного, чем что-либо временное. И вот уже восьмой год жители «временно» содержат двойной аппарат местных чиновников вместо того, чтобы на эти средства можно было бы выполнить работы. А все основные услуги жители получают не посредством этих структур, а на уровне города, а это, ни много ни мало, услуги МФЦ, «Севреестр», медицина, образование, газификация, дороги, ремонт дворов, реконструкция парков, основные детские и спортивные площадки.
К примеру, многие местные жители Андреевского округа и не догадываются, что департаменту городского хозяйства есть чем отчитаться перед жителями. В частности, именно его структуры заасфальтировали и благоустроили тротуарами и детскими площадками практически все дворы Солнечного в районе улицы Ветвистой, ими отремонтированы дворы на улицах Садовой и Морской в Андреевке, Центральный парк в Андреевке, установлены детские и спортивные площадки в обоих селах. Очень востребованные подростками футбольные поля в этих селах—тоже их работа. ГБУ «Парки и скверы» обустроен замечательный новый парк в Солнечном, а их коллегами из ГБУ «Севастопольский автодор» заасфальтированы практически все улицы в обоих селах. ГБУ «Горсвет» обустраивает освещение, другие городские структуры выполнили «под ключ» газификацию, о которой давно просили жители. Важную для курортного села набережную помог отремонтировать департамент территориального развития, выдав грант на работы местному ТОСу «Первый Андреевский», документы жителям выдает МФЦ в Каче, детей учит в садах и школах департамент образования, отремонтировал амбулаторию и открыл ФАП в Солнечном департамент здравоохранения.
Не сказать, чтобы муниципалитет ничего при этом не делал (с 2017 года местная власть также получила от городского правительства часть средств и полномочий на благоустройство), но работы муниципалитета на фоне гигантского объема благоустройства и капитальных работ городских структур выглядят скорее вспомогательными. Безусловно, контейнерные площадки тоже важны, малые детские площадки, скамейки, стенды и навесы над городскими площадками-воркаут—тоже, с ними становится уютнее. Но в сравнении, разумеется, это несопоставимо.
Конечно, многие скажут, что местная муниципальная власть, называемая по старинке сельсоветом, смогла путем неимоверных усилий выбить эти изменения из городского руководства. Но вот если посетить соседнее село Угловое, относящееся к Бахчисарайскому району, ощущается, что там подход к ремонту набережной, туристической инфраструктуре, дорогам, как минимум, не хуже. Как и в других приморских селах западного побережья, которые вошли в федеральные программы по благоустройству. При этом, в отличие от муниципальной власти того же Инкермана, без помощи города, активно расставляющей фонари на солнечных батареях по паркам, в Андреевке идти к домику ночью по неосвещенному парку, по платановой аллее бывает достаточно жутковато, а детям и вовсе страшно, сельсовет почему-то ждёт вмешательства «Горсвета». Так что, возможно, дело не в заслугах сельсовета, а в том, что «пришла Россия», как и было сказано в начале статьи? И теперь в обязательном порядке благоустраивается всё, что не видело работ по два-три десятилетия, а за неиспользование средств с чиновников еще и спрашивают строго?
В Андреевке и Солнечном часто бывали все губернаторы и их профильные заместители. А сколько местные жители могли бы сэкономить на содержании тамошних администрации и совета и потратить на более востребованные цели? По приблизительным оценкам, это около 8 миллионов рублей в год. За 5 лет—это почти 40 миллионов рублей. Много это или мало? Ну можно пересчитать это в дорогу шириной 3,5 метра. Почти 6 километров. Это, ни много ни мало,—все дороги до мыса Лукулл и по самому мысу, а еще дорога до границы Качи. Или 20 крупных детских городков. Или почти 10 новых пригородных или школьных автобусов КАвЗ. Или свой собственный МФЦ. Или освещение всех неосвещенных улиц. Да много чего. А еще интересный вопрос о той самой перспективе: перераспределение полномочий (культура, ЖКХ и т.п.) с уровня города на уровень муниципалитетов назрело и, очевидно, будет реализовываться, но оправданно ли передавать все это в муниципалитет из двух сел? Не останется ли миниатюрный муниципалитет с тремя тысячами населения и собственной администрацией в числе последних, получающих блага различных федеральных и городских программ?
Кстати, о культуре. Хотелось бы сказать пару слов об этой важной сфере жизни наших удаленных территорий, а именно Качинского и Андреевского округов. В настоящее время действительно горько за жителей—культурные учреждения как таковые фактически отсутствуют, и придется многое создавать «с нуля». В Каче долгие годы шло согласование передачи гражданским знаменитого исторического здания ДОФа, который помнит еще Василия Сталина. На сегодня он держится за счет энтузиастов, поддерживающих музей и исторические реликвии, к которым относятся и сами интерьеры Дома. Объективно: у нас в городе зданий с подобной историей крайне мало. Ну а фактически нефункционирующий Андреевский Дворец культуры—отдельная печальная история. Энтузиасты сохраняют в нем кружки, коллективы, но фактически отсутствие самого здания с разрушенным центральным залом порождает такую проблему, как выступления… на ступенях здания. Наверное, это неправильно, когда главная сцена—крыльцо.
Безусловно, необходим комплексный подход к сфере культуры в районах Качи—Орловки—Андреевки—Солнечного, ведь их жители—это такие же севастопольцы, как и жители Ленинского, Гагаринского и Нахимовского округов. Вероятно, нужен обобщенный хозяйский подход под руководством местных специалистов с целью возрождения и перехода сферы сельской культуры на качественно новый уровень.
Есть ли у Андреевского и Качинского округов будущее или будет продолжаться консервация проблем? Поселок авиаторов считает, что есть. Решение об объединении с Андреевкой выдвинуто как раз качинскими депутатами и практически единодушно поддержано жителями на публичных слушаниях в ДОФе.
Вообще качинцы никогда не отказывали своим соседям в помощи. 53 года очень востребованный детский сад в Андреевке стоял без ремонтов и лишь усилиями городской власти в 2018 году стал как новый (с современнейшим оборудованием) и даже в чем-то лучше, чем новый, ведь полувековые традиции 81-го сада сотрудники сумели сохранить. Во время ремонта, с 2016-го по 2018 год, полсотни детей Андреевки и Солнечного гостеприимно принимали учреждения близкой Качи. Сейчас загрузка садика в Андреевке—в среднем 26 человек в группе, 129 воспитанников. Это немало. При этом недавно в Качинском округе перешли к гражданским бывшие военные сады ЧФ, а также будут построены новые сады и ясли—это новые 320 мест. Возможность объединения, нормального транспортного сообщения помогут андреевцам рассчитывать и на эти места, то есть государство дает женщинам возможность выйти на работу и дать детям образовательный курс. Это важно, ведь без лишнего пафоса можно отметить, что дети—это наше будущее.
Комментирует Любовь Михайловна Хмурец, начальник многофункционального центра № 8: «Являясь структурой городской, не имеющей никакого отношения к местному самоуправлению, позволим себе комментарий по роду деятельности. Ни для кого не секрет, что основной объем взаимодействия жителей с органами власти всех уровней проходит через нас, МФЦ стали настолько привычными и востребованными, что жизнь без них уже немыслима. Мы предоставляем весь объем и государственных, и муниципальных услуг. Куда может пойти житель Андреевки или Солнечного? Угловое—это уже Республика Крым, иной субъект федерации, там свои органы власти, свои документы, свои регистры, услуги того же «Севреестра» андреевцам там не предоставят, севастопольских загсов—тоже, да и всего остального. Поэтому выбор у жителей невелик: своя, родная для многих Кача, наше отделение, либо ехать на Северную сторону (ул. Леваневского), в Инкерман (ул. Умрихина) или в пос. Верхнесадовое. Всё это явно не ближний свет для андреевцев. Поэтому едут к нам, к своим. И не скажу ничего секретного, если озвучу: за 2018-2020 годы к нам обратился со своими вопросами каждый третий житель Андреевского округа! То есть фактически по всем ключевым вопросам, касающимся непосредственно самих жителей, мы уже объединены, несмотря на формальное разделение. Да, к нам не обращаются по установке лавочек и детских площадок, но с учетом того, что основное благоустройство, газификацию, дороги у нас и так обеспечивают городские структуры, это не так принципиально».
Комментирует Сергей Бездольный, директор департамента внутренней политики Севастополя: «Необходимость объединения двух муниципалитетов продиктована следующими объективными факторами. Во-первых, демографические показатели обоих округов. На текущий момент численность населения обоих муниципальных округов невелика и постоянно сокращается (так, число жителей в Андреевском МО за 6 лет сократилось на 10%). В связи с этим, следуя российской региональной тенденции на укрупнение муниципальных образований с малым и сокращающимся количеством жителей, объединение двух малочисленных муниципалитетов, связанных географически и логистически, является очевидным шагом в повышении эффективности муниципального управления.
Во-вторых, укрупнение муниципалитетов позволит получить существенную экономию на содержании муниципальной власти и повысит эффективность управления территориями, особенно в части расходования бюджетных средств. На текущий момент большая часть бюджета в обоих муниципалитетах расходуется именно на содержание муниципальных администраций.
Новое муниципальное образование получит возможность участия в проектах, которые в настоящий момент в силу демографических показателей недоступны для территорий. Примером может служить проект «Формирование комфортной городской среды».
Кроме того, создание единого центра муниципального управления северной туристической зоной города позволит сделать ее более конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной. Сейчас обсуждаются проекты создания на территории Качинского и Андреевского муниципалитетов единого туристического и сельскохозяйственного кластера.
Инициатива объединения двух округов исходит от депутатов Качинского муниципального округа. На сегодняшний день они приняли единогласное решение о необходимости рассмотрения вопроса объединения двух МО. И запустили процесс укрупнения муниципальных образований. Принятие решения будет проходить через процедуру общественных слушаний, которая проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о муниципальном управлении. Правительство города, в свою очередь, внимательно относится к подобной инициативе жителей и депутатов. После экспертного обсуждения было принято решение о том, что, несмотря на очевидную необходимость объединения двух МО, окончательное решение будет принято именно жителями данных муниципальных образований на общественных слушаниях.
Как человек, долгое время курирующий работу муниципалитетов, могу компетентно судить о работе муниципальных чиновников на местах. И могу смело заверить, что при объединении решения по благоустройству, к примеру, будут по-прежнему приниматься по факту местными жителями, да и работать на местах будут местные жители. Нет задачи всё перекроить под кого-то, есть задача—в каждом поселке продолжать работать, эффективно аккумулируя средства. Поэтому не стоит верить слухам, что андреевцы или качинцы больше не смогут сами определять, где устанавливать скамеечки, как благоустраивать скверы, по какой стороне улицы прокладывать тротуар. Реформа муниципалитетов коснется исключительно бюджетной сферы, не затронув бытовых интересов жителей. А сферы образования, здравоохранения, газификации как находились в ведении профильных департаментов, так и останутся, об уровне их работы вы сами можете судить: могли ли мы еще пять лет назад себе представить, как преобразится наш Севастополь?»

Другие статьи этого номера