О тех, кто нас выводит в люди…

«Живая классика»  севастопольского учительства

Как воспитать вундеркинда.
Мы все в чем-то талантливы, но чтобы найти и раскрыть наши способности, нужен наставник. Десятилетнему школьнику Мите Махонину повезло с самого раннего детства—эту роль на себя взял его отец Александр Махонин. А он, в свою очередь, перенял положительный опыт из своей семьи. В школе Митю встретила педагог Жанна Ничволодова, которая смогла организовать учебный процесс для талантливого ребенка. Оказывается, это тоже непросто. Митя Махонин—самый юный актер Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского, он учится в музыкальной школе по классам скрипки, фортепиано, занимается вокалом, акробатикой. И снимается в фильмах. Одна из его последних работ—роль мальчика Вити в сериале «Большое небо».

 

Люблю детей!

Учитель начальных классов Жанна Ничволодова, педагог высшей категории, не захотела поменять профессию учителя на руководящую должность именно по этой причине—любви к детям. Она уверена, что любовь к ребенку способна изменить весь мир.
—Есть, конечно, коллеги, которые говорят, что не обязаны любить чужих детей, ведь у них есть свои дети,—говорит педагог.—Не уверена, что такой наставник сможет развить ученика и раскрыть его таланты.
Не проходит и дня, чтобы Жанна Васильевна не произнесла фразу: «Дети, запомните: вы все…» «Гении»,—дружно дополняют ее ученики. Три года назад перед самым началом учебного года учительница узнала, что в ее 1-А будет учиться Митя Махонин, который в шестилетнем возрасте участвовал в передаче «Лучше всех» с Максимом Галкиным.
Жанна Васильевна убеждена, что любые навыки можно развить, а для этого нужно просто заниматься с детьми. И она часто наблюдает реализацию родительских проектов через их сыновей и дочерей. Родители гордятся успехами своих детей как собственными.
—Родители Мити—люди творческие,—говорит Жанна Васильевна.—Я с самого начала обучения интересовалась их методикой развития талантов. Как-то беседовала с дедушкой, который также активно участвует в жизни внуков. Однажды спросила, в какой детский сад ходил Митя. На что получила ответ: «Махонины никогда в садик не ходили!» А ведь мальчик пришел в 1-й класс подготовленным, читал 120 слов в минуту, что достаточно много для его возраста. Ему не было и двух лет, когда он начал заниматься музыкой, затем—фехтованием. И еще в дошкольном возрасте стал играть в театре и сниматься в кино.
Третий класс Митя окончил с отличием. Делал все письменные задания при мне, на переменах. Другого времени у него нет. Бывает, что он подолгу отсутствует. Например, улетал на съемки сериала «Большое небо». При этом, несмотря на свою занятость, он всегда выполнял домашние задания и присылал их для проверки.
Трамплин успешности, креативности и творчества начинается с раннего детства,—говорит Жанна Васильевна.—В идеале родители закладывают фундамент, а педагоги присоединяются к этой эстафете. Еще раз хочется особенно подчеркнуть, что все начинается с семьи.

 

Нет детства у тех, кто ничего не делает

Родителям Мити часто говорят, что они лишают сына детства. Александр Махонин, в свою очередь, не понимает, почему неработающие мамы отдают своих детей в детский сад. Утром отвели, а вечером забрали «с недовольным лицом». Ребенок требует внимания и раздражает их своей медлительностью. Родная мама думает: «Поскорее бы наступило завтра, чтобы снова отвести любимое чадо в государственное учреждение».
—Пустая трата времени—пребывание в дошкольных учреждениях и во дворах домов,—уверен Александр Махонин.—К сожалению, часто можно наблюдать, как дети драгоценное время проводят в песочнице. Например, идем мы с сыном по двору, дети зовут: «Митя, пойдем играть!» А Митя отвечает: «Нет, я иду на музыку». Возвращаемся. Дети снова предлагают поиграть, сын отказывается, потому что нужно еще ехать в спортивную секцию. И вечером он едет на спектакль. А друзья так и просидели весь день в песочнице. Мои ровесники точно так же в нашем детстве проводили свой досуг. Теперь их дети мне с радостью сообщают, что записались в секции. Только вот беда: родителям их не хочется туда водить.
По городу семья передвигается исключительно в общественном транспорте по ЕГКС. И никто никогда никуда не опаздывает. Мама Мити работает юристом. И во всем поддерживает своего мужа. Словом, в семье царит полное взаимопонимание, а это еще одно обязательное условие для воспитания счастливых и успешных детей. Кстати, даже в автобусе или троллейбусе Митя не теряет времени зря. Здесь есть возможность для его любимого занятия—чтения. Мальчик может задействовать этот час на написание какого-нибудь сценария или рисование любимых комиксов.

 

Ты помнишь, как все начиналось?

—Мне сейчас 10 с половиной лет,—говорит Митя.—С двух лет я учусь игре на скрипке, мне это очень нравится. Потом добавились уроки игры на фортепиано, затем—вокал. Играю в театре Луначарского, есть и главные роли. Недавно получил разряд по шахматам и по акробатике. Стал посещать яхт-клуб. Ну и, конечно, хожу в школу.
Когда Мите было три года, папа привел его в театральную студию «Фарт», организованную актерами-«луначарцами» под руководством заслуженного артиста России Виталия Таганова. Через год Наталья Бондарчук сняла «Снежную королеву», а маленький актер сыграл принца разбойников. Снялся Митя и в фильме «Феодосийская сказка», который создан по сценарию, написанному его отцом, Александром Махониным. Есть в этом проекте у папы и небольшая роль, а вот у сына—главная. Он играет мальчика Митю. В 2017 году шестилетний Митя побывал на передаче «Лучше всех», где его назвали аристократичным скрипачом. Мальчик вел себя с Максимом Галкиным непринужденно и продемонстрировал не только виртуозное владение скрипкой, но и умение фехтовать. А еще юный актер снимался в трех сезонах сериала «Моя любимая свекровь»—это была большая серьезная работа на протяжении трех лет.
—Когда встал вопрос, с чего начинать развитие сына, в семье решили: с музыки,—говорит папа.—Начали искать преподавателя, который мог бы научить ребенка, которому нет и двух лет. Мы предполагали, что сын будет учиться игре на фортепиано. Нашлась преподаватель, которая учила детей по системе Сузуки с 3-4 лет игре на скрипке. Но ей срочно пришлось уехать на родину, в Польшу, и она передала нас другому учителю. Сейчас Митя учится в музыкальной школе № 8.

 

Расписание Мити

В 7 часов утра—подъем.
С 8.00 до 13.00—школа.
14.00—занятия музыкой (по вторникам и четвергам).
17.00—18.00—акробатика или шахматы.
20.00—обычно свободное время.
22.00—отбой.
Если есть спектакли, то вечерние занятия отменяются. Между прочим, Митя уже получает в театре зарплату. И свое будущее связывает с актерской деятельностью. А еще Митя и папа любят ходить пешком и общаться.
—Я очень люблю лето,—говорит Митя.—В летние каникулы я усиленно занимаюсь спортом, много езжу на велосипеде. Ходим в походы всей семьей, смотрим фильмы. А еще есть любимое хобби—вырезание фигур из бумаги. Года три назад нарезал особым образом человечков, расставил по всей комнате «рыцарей», а мама, когда делала уборку, их выбросила. Это один из печальных моментов в моей жизни.

 

Воспитание по проверенной схеме

У Мити есть брат Тимофей, ему пять лет. И он, наблюдая за старшим братом, тоже сочиняет, рисует, вырезает. На сцену младший ребенок «вышел» в 8 месяцев и сыграл в постановке «Женитьба». Недавно во время съемок Новосибирского музыкального театра родные братья сыграли членов большой итальянской семьи в постановке «Римские каникулы». А вместе с тем были задействованы в съемках фильма «Невский».
До трех лет дети вообще не смотрели телевизор. И в компьютерные игры они не играют и не владеют компьютерной грамотой. Когда понадобится—папа научит. Он мечтает написать книгу о воспитании детей, но на это у него пока нет времени. И советует всем родителям не перекладывать ответственность на детские сады, находить время на детей и не искать себе оправданий. Ведь многие родители, особенно папы, часто говорят: «Я устал, я работаю, мне надо отдохнуть».
—Тогда никакого толку не будет,—говорит успешный отец.—И кто-то другой воспитает вашего ребенка: улица или садик. Нельзя терять драгоценное время! Для меня огромное счастье—заниматься с детьми, и им это тоже нравится. Что может быть лучше в жизни, чем проведенное со своей семьей время? Ведь так интересно наблюдать за взрослением детей. Семью нужно любить, и тогда все получится!

 

М. КЛИМЕНКО.

Другие статьи этого номера