Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 11o

Парадоксы в жизни и на сцене

Если руководствоваться наблюдением великого драматурга Бернарда Шоу, что «парадоксы—единственная истина в жизни», то это как нельзя лучше характеризует одного из столпов и новаторов Севастопольского академического театра танца им. В.А. Елизарова—солиста, балетмейстера, преподавателя школы танцев,...

Парадоксы в жизни и на сценеЕсли руководствоваться наблюдением великого драматурга Бернарда Шоу, что «парадоксы—единственная истина в жизни», то это как нельзя лучше характеризует одного из столпов и новаторов Севастопольского академического театра танца им. В.А. Елизарова—солиста, балетмейстера, преподавателя школы танцев, заслуженного артиста Украины и Республики Крым Сергея Волошина.

 

Почему резонно такое умозаключение? Мужественный, строгий и обходительный, простой в общении с коллегами и детьми, трудолюбивый и требовательный к себе, спокойный и эмоциональный, реалист по убеждению и романтик в искусстве… Можно было бы продолжить эту линию парадоксов, но севастопольскому читателю будет интереснее узнать о вкладе нашего героя, выпускника факультета «Балетмейстер-постановщик современной бальной хореографии» Харьковского славянского университета, в творческую составляющую Театра танца: почему он сегодня так популярен и незаменим в нем?
Кто, как не мама, знает нас лучше всех. Мама Сергея, Надежда Евгеньевна, утверждает, что сын всегда был целеустремлённым, послушным и особо результативным во всех своих начинаниях: «Это была его собственная любовь к танцам, как будто его там ждали и было уготовано место заранее. Мы с мужем никогда ничего не навязывали, не уговаривали. Он с детства буквально прилип к танцам, находил в них радость, удовлетворение. И трудился в полную силу. Серёжа всегда радовался успехам как товарищей, так и своим, при этом никогда себя не сравнивал ни с кем и не завидовал достижениям и назначениям артистов, как будто знал, что вскоре ему самому предстоит удостоиться многого».
Вторя материнским словам, Сергей делится сокровенным: «Я до сих пор с благодарностью вспоминаю каждодневную заботу и моральную поддержку своей матери, которая всегда поднимала мой дух, энергетику, зная, сколько, где, что и когда мне нужно.
В далёком 1986-м, когда мне было четыре года, я попал с родителями во Дворец культуры рыбаков, где увидел, как снимали фильм про Майкла Джексона. В моём детском воображении запечатлелась его эксклюзивная «лунная походка», и я пробовал повторить этот уникальный шаг. Увидев мою реакцию, родители записали меня в танцевальный кружок в тот же ДКР к Геннадию Алексеевскому. Параллельно я еще занимался акробатикой и плаванием. По состоянию здоровья врачи строго рекомендовали бальные танцы.
Началась прекрасная пора—юношеский порыв, наполненный реализацией всех возможностей, шокирующим любопытством и недюжинным трудом. Помню, интересовался разными танцами: и современными, и народными, и бальными. Но тут коллектив распался, и меня перевели в «Атлантику»—доныне известную шоу-группу на базе того же ДКР, руководимую супругами Сергеем и Галиной Кравченко».

—Сергей, находясь в зрелом физическом, духовном состоянии, ты наверняка уже имел собственные идеи создать что-то новое, тем более что Вадим Елизаров всегда приветствовал и поддерживал новаторские идеи. Возьмём, к примеру, «Тарзана». Как родилась идея создания такого фантастического спектакля?
—Я посмотрел фильм «Тарзан. Легенда», услышал потрясающую музыку Руперта Грегсон-Уильямса, написанную специально к этому фильму. Она вдохновила меня так, что я написал небольшой сюжет; услышал весомые исторические фрагменты (человек перед природой бессилен, нельзя идти против неё), переосмыслил и пришёл к Вадиму Альбертовичу, ещё в 2017 году, с предложением сделать спектакль на эту музыку. Он высказал пророческие пожелания: «Хочу, чтобы на этот спектакль ходили всей семьёй, а не только дети». Эту свою первую режиссёрско-постановочную работу я посвятил памяти нашего великого мэтра.
Немного изменил либретто, сделал сценическую версию, добавил персонажей, которых не было в оригинале. В спектакле танцевальные движения в стиле афро-джаз, жонглирование, акробатические трюки и даже полёт под потолком. На всех спектаклях после премьеры—аншлаг. Добавлю, что на фестивале малых театральных форм «ZАКРЫТЫЙ ПОКАZ-2020» «Тарзан» получил диплом в номинации «Лучшая режиссура». Также спектакль принимал участие в театральном онлайн-фестивале «Крымская весна» (2021).

—Театр гастролировал почти по всей Европе, в Канаде, неоднократно бывал в Турции и Китае. Что-то особенное можешь вспомнить?
—Всегда аншлаг—полный зал. Нас принимали как высоких гостей—представителей русского культурного наследия, то есть очень тепло и необычайно радостно; знали наш город русских моряков, подходили, расспрашивали, проявляя высокий интерес. Во время концерта и между номерами—прямо шквал аплодисментов. Такое ощущение, что мы везде были, как у себя дома.

—Прошло уже 23 года. Ты продолжаешь учиться сам и обучать новых танцоров в стенах этого легендарного театрально-танцевального храма. Наверняка пришлось во многом перестроить сознание в связи с приобретением профессиональных навыков и творческого опыта. Это сопряжено с колоссальным трудом, так ведь?
—Когда я пришёл в театр, было ощущение, что до этого находился в яслях, а нужно было преподавать, как в институте. Того багажа умений, который у меня был, не то что не хватало, оказалось, что я и ходить-то по паркету не умею. Пришлось свою техническую базу не восстанавливать, а изучать заново. Девчонки поначалу боялись со мной делать трюки, чтобы не травмироваться. Начался ежедневный упорный труд до упаду: помогала труппа, пристальное внимание оказывали и давали наставления Вадим Альбертович и Нина Борисовна (Маршева.—Ред.). Постепенно освоил биомеханику в танцах, научился прислушиваться к советам и собственному организму и, конечно, к тому, чего конкретно каждый танец требует от танцоров и от меня лично.
В театре и в целом в искусстве нет предела совершенству. Как только артист становится самодовольным и самонадеянным, тут же начинается действие тормоза. Поэтому просто необходимы постоянное развитие себя и желание идти вперёд, поиск чего-то нового, лучшего, светлого, вечного. Каждый день, каждую минуту размышлять, пересматривать, как говорится, быть в тренде.
Немаловажный фактор—просмотр и анализ хореографии как известных российских танцоров и коллективов, так и мировых звёзд. Мне очень нравится анализ в искусстве большого мастера Николая Цискаридзе, ректора Академии российского балета им. А. Вагановой. Его проникновение в глубину, так сказать, в святая святых танца, его колоссальное умение всегда сделать жест продолжением музыки и образа даёт ключевое понимание, чем я могу удивить любимого зрителя, ведь время неумолимо бежит вперёд.

—Семья Елизаровых всегда отличалась высокой интеллигентностью и заметной скромностью, полнейшим отсутствием кумовства. Как говорит Н.Б. Маршева, если театр рассматривать как клуб родственников, он очень скоро развалится. Поделись, что тебе в театре всегда более всего нравилось?
—Тёплая, радостная, дружеская и открытая обстановка, независимо от посторонних факторов. В театр прихожу, как к себе домой, где нет никаких опасностей и тревог, всё здесь родное и близкое, где ты многое сделал своими руками с любовью, где постоянно отдаёшь и получаешь, как водоворот в природе, где тебя ждут, ценят и любят, и это общий настрой Театра танца, его внутренняя ДНК, которую заложили Елизаров и Маршева. Великое преимущество, великая заслуга этих педагогов в том, что они внушали нам любить то, что делаем. Ведь как это здорово—делать то, что любишь. В каждого из нас они вложили «компас», и мы движемся в нужном направлении. Я нигде себя не вижу в жизни, только в своём театре.

—Сергей, как и профессию, спутницу жизни ты выбрал так же, по зову сердца?
—Да, моя Юля танцует в нашем театре и является моей партнёршей. Она—моя опора и моё вдохновение. Ведь такое счастье вместе служить великому искусству, рука об руку танцевать и поддерживать друг друга в трудную минуту. Нашему сынуле Владимиру уже 6 лет, он очень любит музыку и танцы. Он у меня в младшей группе и весьма, надо сказать, успешно танцует.

—За 13 лет моего служения в театре я видел тебя практически во всех спектаклях и во всех существующих жанрах. А какой из них тебе ближе, где ты максимально реализуешь себя? И над чем работаешь сейчас?
—Более всего мне по душе латиноамериканский стиль, классический станок. Сейчас хочу попробовать работать над новыми детскими спектаклями.

—И официальный вопрос: в чём феномен нашего Театра танца и растущий интерес к нему у зрителей разного уровня не только в России, но и за рубежом? В чём секрет вечной молодости Севастопольского театра танца?
—Первое: в театре существует художественный совет, члены которого—единомышленники, и никто не тянет одеяло на себя, действуя как единый и цельный механизм на благо театра и качества. Второе: есть стержень талантов, обученных самим мэтром: Е. Гордиенко, Д. Чумакова, Д. Соловьёв, А. Герус, Н. Иванова, А. Елизаров, на которых держится труппа. И третье: каждый «житель» нашего театра чётко осознаёт, что в своём развитии, призвании, популярности и в перспективе прямо или косвенно обязан его основателю—народному артисту Вадиму Елизарову, который поднял на новый уровень русское танцевальное искусство. Хочется всегда идти по открытой им стезе, постигая новые горизонты в культуре и искусстве.
Общее мнение всех танцоров выразила заслуженная артистка Республики Крым, артистка балета Театра танца Олеся Падалка:
—В целом творчество Сергея Сергеевича—это глубокая благодарность памяти признанного мэтра В.А. Елизарова. Одна из особенностей нашего наставника юных—уважительное, бескорыстное отношение к новеньким, малоопытным артистам. Он готов прийти раньше или уйти ночью, лишь бы молодые тянулись вверх и был виден их творческий рост. Он словно боевой офицер: у него всё чётко по плану и всё должно быть выполнено. Во время обсуждений серьёзных творческих процессов он весьма строг, нелицеприятен, конкретен, при этом готов выслушать другую точку зрения, а после работы прост, общителен и, что очень характерно, с глубоким, безобидным юмором.
С Александром Елизаровым, директором театра, Сергей Волошин тесно сотрудничает уже долгие годы. За это время они объездили с гастролями полмира, выступая в составе труппы в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Канаде, Китае, Польше, Турции, Франции, Чехии, учась у Вадима Елизарова и одновременно обучая уже младшее поколение.
Картина была бы неполной без мнения Александра Елизарова, директора САТТ:
—Во-первых, Сергей Волошин—это уникальная преданность танцу, причём с ранних детских лет. Увидев Сергея впервые на конкурсе, я был поражён его творческой одержимостью при столь мужественной фактуре. Сергей Волошин являет собой зеркальное отражение уникальной мужественности в танце, олицетворение истинно мужского начала. Масштаб его максимален. Это сын театра, который вырос со школьной скамьи и прошёл все ступени ранга артиста—от кордебалета до солиста, дорос до балетмейстера-постановщика и доказал свою состоятельность, поставив уникальный спектакль «Тарзан». У Сергея всё логично, последовательно, оправданно и обоснованно, он развивается в балетмейстерско-репетиторской постановочной деятельности. Это перспектива, где есть возможность творить не только языком своего тела, но и как художник—красками постановки.
Создатель Севастопольского театра танца В.А. Елизаров был целеустремленным человеком, умел ставить цели, педантично и упорно добивался их исполнения. Эти же необходимые качества для артиста он воспитал в своих многочисленных учениках. Хочется от души пожелать герою моего рассказа многолетней плодотворной работы, профессиональных побед и удачи в реализации новых проектов!

 

К. Арутюнян, заслуженный артист Республики Крым, член президиума Союза творческой интеллигенции Севастополя, солист-инструменталист САТТ им. В.А. Елизарова.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ