В преддверии Дня учителя по вопросам образования и воспитания в городе мы решили побеседовать с первым заместителем председателя городской государственной администрации Владимиром Казариным. Тем более что для Владимира Павловича предстоящий праздник является профессиональным, ведь первый зампред — профессор Таврического национального университета им. Вернадского.- Владимир Павлович, как вы оцениваете уровень севастопольского образования?
— Сначала о положительной стороне. Улучшено финансирование отрасли на укрепление материально-технической базы, восстановление основных фондов учебных заведений. Не без гордости хотел бы отметить, что Севастополь лидирует в масштабах Украины по компьютерному оснащению школ. Все средние учебные заведения оборудованы современной оргтехникой, в школах нового типа оборудовано по 2-3 компьютерных класса, есть и мультимедийное оборудование. И даже компьютеризация сельских школ составляет 116%. А в рамках программы информатизации обеспечено подключение 90% учебных заведений к глобальной сети Интернет. Благодаря этому мы смогли решить и проблему комплектации школ учебниками. Кроме твердых копий, мы обеспечили севастопольских школьников и электронными версиями учебников. Я считаю, что это не только удобно, но и весьма полезно. Ведь подрастающее поколение в современных условиях глобальной информатизации должно не просто быть на "ты" с компьютером, но в какой-то степени фамильярно обращаться с ним. Кстати, о высоком уровне нашего образовательного процесса лучше всего говорит тот факт, что наши дети заняли ведущие места в Украине по результатам внешнего тестирования.
— Ваше мнение о переводе на европейскую систему обучения? Готовы ли к этому дети и учителя?
— Знаете, так называемый Болонский процесс до сих пор вызывает весьма противоречивые чувства. И даже на выборах он использовался в качестве "больной мозоли", на которую давили те или иные партии. Одни выступали за отказ от него, другие — наоборот, за скорейшее воплощение. Но я считаю, что Украина должна пройти этот путь. Хотя бы ради того, чтобы наша молодежь могла чувствовать себя уверенно в странах Европы, а может, даже продолжать там свое образование. Однако хочу заметить, что эта идея не нова, и в свое время мы уже жили с такой системой. Вспомните, ведь в советское время все вузы на территории СССР имели единую образовательную программу, и перевод студента из одного университета в другой был достаточно прост. Хотя, с другой стороны, не понаслышке знаю, что уровень образования в наших высших школах гораздо выше, чем в ведущих университетах Европы и Америки. И здесь, конечно, нам ни в коей мере нельзя сдавать наши позиции. Однако нельзя и замыкаться в себе. Мне кажется, что Украина должна идти по пути развития программ обмена студентами, не боясь, что, вырвавшись за границу, они всеми правдами и неправдами останутся там. Поверьте, они вернутся, и будут работать на благо нашей страны.
— Насколько в данный момент преподавательский состав Севастополя отвечает современным требованиям? Ведь не секрет, что в школах города существуют серьезные кадровые проблемы — учителя либо глубоко пенсионного возраста, либо вчерашние студенты, без должного опыта…
— Увы, но это факт — кадровый потенциал образования неуклонно стареет. Среди школьных учителей 23% — педагоги пенсионного возраста; среди учителей физики, русского языка и литературы, трудового обучения этот показатель составляет 38%. Требует дальнейшего решения и проблема укомплектования птузов мастерами производственного обучения. Но мне кажется, что из кризиса в этом плане мы начинаем потихоньку выходить. На базе нашего Севастопольского городского гуманитарного университета сегодня готовятся неплохие специалисты. Кроме того, мы заказываем специалистов и в других украинских вузах. Да и я сам, как преподаватель, могу сказать, что сегодняшняя молодежь, поступающая в высшие учебные заведения, в том числе, чтобы приобрести специальность педагога, у меня уже не вызывает того опасения, которое было еще лет 5-7 назад. Тогда меня просто оторопь брала, и дело даже не в низком уровне подготовки тех студентов, а в отсутствии элементарного интереса к обучению. Сейчас, заходя в аудиторию, я вижу глаза молодежи, которая осознает, что их знания — это их будущее. Они не просто отбывают повинность, присутствуя на парах для галочки, а активно участвуют в процессе обсуждения той или иной проблемы, ищут ответы на интересующие их вопросы, пытаются докопаться до сути. Поэтому я думаю, что это поколение молодых учителей достойно воспитает наших детей.
Но в то же время не могу умолчать о том, что сегодня требуется усиленная социальная защита учителей. В очереди на жилье стоят более 270 педагогов. А за прошлый учебный год педагогическим и научно-педагогическим работникам выделено всего 7 квартир. В связи с этим городу как никогда необходимо наращивать темпы строительства социального жилья. А вот в сфере оплаты труда все достаточно хорошо: за прошлый учебный год заработная плата учителей повышалась 6 раз, выросла на 32% и составляет в среднем 1000 грн. А о том, что такое задолженность по заработной плате учителям, мы, к счастью, уже забыли.
— Владимир Павлович, на ваш взгляд, нужны ли какие-то перемены в организации процесса образования в нашем городе?
— Нужны, но перемены должны быть не на городском, а на государственном уровне. Нам просто необходимо продвигать компьютеризацию всех учебных заведений. Ведь сегодняшний ритм жизни диктует свои правила. И изменения в науке, культуре и обществе столь стремительны, что оперативно узнать о них порой можно лишь из глобальной сети. Хотелось бы видеть и специальные периодические издания, в которых публиковались бы статьи наших ученых, преподавателей и аспирантов. А в общем, говорить об этом можно долго, но я все же надеюсь, что в нашей стране в образовательной сфере будут перемены. К лучшему.
— Спасибо за беседу и с праздником вас.