Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает приказ
Минтранса России, согласно которому Межведомственная
аттестационная комиссия (МАК) при Минтрансе получит полномочия
лишать аттестации экспертов-техников в ОСАГО при нарушении
требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы
независимой технической экспертизы, сообщил президент
Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.»Это тот документ, за который мы долго бились, поэтому полностью его поддерживаем. Теперь эксперты-техники, работающие в цепочке с автоюристами, которые пишут заведомо завышенную стоимость восстановительного ремонта, проводят расчеты без использования «Единой методики», будут лишаться аттестации», — пояснил И. Юргенс.
Приказ Минтранса России зарегистрирован в Минюсте 19 октября 2016 года. Он вступит в силу по истечении 60 дней после официального опубликования. Документом утверждаются требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования. Ранее действовавший приказ признан утратившим силу четырьмя министерствами — Минтрансом РФ, МВД, Минюстом и Минтруда и соцзащиты населения. Этот документ тоже зарегистрирован в Минюсте.
Согласно новым правилам, одним из оснований, по которым МАК может аннулировать профессиональную аттестацию эксперта-техника, является неоднократное (два или более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 «Единой методики», то есть 10%. «Вход для эксперта-техника на этот рынок достаточно прост, а лишить его аттестации за недобросовестную работу комиссия не имеет права, так как действующая нормативно-правовая база не дает такой возможности. Такая ситуация приводит к вседозволенности», — продолжил президент страховых союзов.
По оценкам РСА, в 2015 году более 10 млрд рублей осели в карманах автоюристов. В 80-90% случаев, когда страховые выплаты ушли этим юридическим посредникам, определение стоимости восстановительного ремонта проводилось не по «Единой методике», нарушались правила осмотра автомобиля и другие нормы. «Мы также оцениваем, что около 15-20% экспертов-техников работают с криминальными автоюристами и уводят немалые средства со страхового рынка. А часть экспертов, которые не связаны с преступными группировками, иногда все же завышают стоимость. Поэтому действие нового приказа станет ударом по «криминальным» автоюристам. А те, кто лишь иногда допускает неправомерные действия, лишний раз задумаются, лишаться ли им аттестата», — отметил И. Юргенс.
Президент страховых союзов сообщил, что РСА готов систематизировать работу с жалобами на нарушения экспертов. «То есть страховые компании будут направлять их в РСА, мы — прорабатывать и обращаться в МАК. Готовы вести реестр этих жалоб, не исключено формирование «чёрного списка» нарушителей», — добавил И. Юргенс. В настоящее время аттестаты имеют 6 тыс. экспертов-техников, отмечает пресс-служба ВСС, РСА и НССО.