Когда заходишь через проходную яхт-клуба ЦСКА (раньше это был 57-й яхт-клуб Черноморского флота), сразу у ворот видишь мотолодку—одну из тех, на которых флотские водно-моторники устанавливали мировые и европейские рекорды, побеждая на чемпионатах планеты. Может, пора поставить скутер на пьедестал? То, что флотские лодкии их водители это заслужили, просто неоспоримо!
В Севастопольской бухте раньше ежедневно проходили тренировки спортсменов города и флота по парусному спорту, гребле на ялах, гонках на глиссерах и скутерах. Во время празднования Дня Военно-Морского Флота России свое мастерство демонстрировали водно-моторники, проносясь по морской глади на огромной скорости и получая в награду аплодисменты севастопольцев и гостей города-героя. Более 50 лет руководил секцией этого когда-то олимпийского вида спорта рекордсмен мира, обладатель кубка планеты, чемпион Европы и заслуженный тренер Евгений Анатольевич Ковалев. Знаменитый спортсмен и известный тренер в эти дни отмечает 80-летний юбилей. В такие круглые даты обычно подводятся итоги спортивного пути. А вспомнить и сравнить нынешнее положение дел в спорте на флоте и в городе титулованному спортсмену и тренеру есть с чем!
Родился Евгений Ковалев в Новосибирске в семье военнослужащего. Позже отца перевели в Хабаровск. Там, учась в школе, мальчишка занимался зимними видами спорта, катался на лыжах и коньках, а также играл в футбол. Каникулы проводил в техническом кружке, где и зародилась тяга к моторам. Увлекся Евгений авиамодельным спортом и одновременно посещал студию изобразительного искусства. Кстати, стены его квартиры украшают картины, написанные им самим.
В послевоенное время ребята на Дальнем Востоке ловили рыбу, охотились. На всю жизнь запомнилась Жене встреча с Иваном Богачевым, который голыми руками поймал 38 уссурийских тигров. Став старше, он побывал в сталинских поселениях, в которых целыми семьями жили репрессированные. После сокращения Вооруженных Сил его отец, участник Великой Отечественной войны, морской офицер Анатолий Андреевич, капитан 2 ранга, ушел в запас.
Семья Ковалевых жила в Молдавии, а затем переехала в город русской славы Севастополь. В 1960 году Женя Ковалев начал заниматься спортом в 57-м яхт-клубе ЧФ, членский билет которого у него сохранился до сих пор. Лучшая часть жизни ветерана, по его словам, прошла в этом яхт-клубе, расположенном у Александровской бухты. Ежедневно в баталерках и мастерских спортивные болиды готовились к спуску на воду.
Вместе с учениками Евгений Анатольевич копался в моторах, что-то пилил, ремонтировал, красил. Если рядом с мастерскими стоял микроавтобус, значит, Ковалев или на воде, или что-то ремонтирует. На своей «микрушке» он побывал во всех европейских странах, причем за рулем, а в прицепе—болиды, на которых выступали его воспитанники. Евгений Анатольевич всегда рассказывает больше о ребятах, чем о себе, об их достижениях. Как-то он подсчитал, что за рулем проехал расстояние, равное трем экваторам, т.е. трижды обогнул земной шар. На дорогах Европы ориентировался, как в родном Севастополе.
В секции водно-моторного спорта было подготовлено пять международников и 53 мастера спорта, которые служили в спортроте. К ним было особое отношение. Этот вид спорта—повышенной опасности, поэтому подготовка велась тщательно. Результат зависел от количества стартов в году, в советское время каждый лидер принимал участие минимум в 15 стартах, что немаловажно и значимо. Не столь важен путь к победе, нужна только победа!
В этом экстремальном и техничном виде спорта все решают только мастерство гонщика и миг принятого им на сумасшедшей скорости решения. Гонки проходят в облаках водной пыли и рокоте моторов, настоящая «бомба»—состояние машины пополам со скоростью. Водно-моторный спорт—самый мужественный и рискованный, а лодка для пилота—это скорость, жизнь и конечно же победа. Во флотской секции культивировались только международные гоночные скутеры и глиссеры, скорость которых достигала 150-160 км в час. Фавориты сборной оставались на контрактной службе. Их отличали трудолюбие и спортивное мастерство.
Ребят Евгений Анатольевич опекал и берёг, потому что сам завершил одну из гонок со сломанными ребрами, долго лечился, да и сейчас травмы дают о себе знать. С гордостью называет тренер-ветеран, заслуженный работник физической культуры и спорта России Евгений Ковалев имена своих учеников: чемпион мира Анатолий Головин, чемпионы Европы Юрий Борисов—рекордсмен мира, Юрий Лапутин, Геннадий Волков, а также десятикратный чемпион России Сергей Березин и неоднократный обладатель Кубка России Сергей Воскресенский.
На самом скоростном глиссере выступал мастер спорта Евгений Пашков, мотор у его машины с шестилитровым двигателем—300 лошадиных сил! На старте будущий ученый и ректор СПИ (ныне СевГУ) срывался с места со скоростью 100 км в час! Е. Пашков составлял серьезную конкуренцию асам страны и становился неоднократным призером чемпионатов и Кубка Советского Союза. Когда его глиссер R-6 сняли с официальных состязаний и заменили на глиссер с трехлитровым двигателем, Е. Пашков хотел продолжать выступать на более мощной машине, но Ковалев убедил его пересесть на болид с меньшей скоростью. Ученик так и поступил. Но поначалу вместе они смотрели на глиссер R-6 и не верили, что им можно вообще управлять!
Водно-моторный вид спорта, по статистике гибели спортсменов,—на втором месте после альпинизма. Мир высоких скоростей на воде—это и аварии, и тяжелые травмы. Получил травму и Евгений Ковалев как гонщик-пилот в одном из стартов в Воронеже. Это случилось в 1976 году на Спартакиаде народов СССР. Евгений чудом уцелел. Видимо, ангел-хранитель уберег 35-летнего Ковалева. Гонщик после аварии даже не мог говорить—у него отнялась речь. После этого Евгений Ковалев понял, что пора заканчивать с выступлениями. Но в 1977 году ветеран стал еще обладателем Кубка Европы и выиграл чемпионат СССР, хотя мысль покинуть спорт посещала все чаще.
Приехав погостить к сестре на Сахалин, Евгений Анатольевич нашел и там работу в г. Макарове, став председателем спорткомитета. Прежде всего он укрепил спортивную базу. И в олимпийском 1980 году город по спортивной работе стал третьим, впереди были только Южно-Сахалинск и Холмск. Однако там Ковалев понял, что сердце его принадлежит Севастополю, и вместе с семьей в том же 1980-м вернулся в 57-й яхт-клуб, где и работал тренером.
Евгений Анатольевич уверен, что в жизни ему сопутствовала удача, а тем, что всё сложилось успешно и не было проблем, он обязан своей жене, Марии Александровне. Она, к слову, многие годы проработала в 5-й горбольнице начальником отдела кадров. Вместе супруги воспитали детей и внуков, которые живут и трудятся в Севастополе и гордятся своим отцом и дедом. Внучка Алина учится в Крымском мединституте в Симферополе и не забывает деда, ветерана спорта города и флота.
До 2013 года известный тренер продолжал готовить спортсменов Черноморского флота и города, а одним из его любимых учеников был мастер спорта Виталий Лубяницкий, с которым он объездил многие европейские страны.
На сегодня Е.А. Ковалев завершил свою тренерскую деятельность. Но его имя вошло в историю севастопольского спорта и Черноморского флота наряду с Еленой Алексеенко (плавание), Николаем Вечирко (гребля), Иваном Бочаровым (вольная борьба), Давидом Смагаринским (водное поло)—заслуженными тренерами СССР, лучшими наставниками севастопольских атлетов, которыми гордится город-герой.
В. МЕЛЯНСКИЙ.