Российский историк Василий Ключевский однажды сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Именно такой искренний и безгранично любящий детей воспитатель работает в детском саду № 107. Вот уже 28 лет Анна Валериевна Афанасенко посвящает всю себя заботе о самых маленьких севастопольцах. За значительный вклад в развитие образования портрет Анны Валериевны размещён на городской Доске почёта.
– Анна Валериевна, как вы стали воспитателем?
– В профессию меня привела мама. Всё детство и юность я пела во Дворце пионеров и мечтала стать оперной певицей. Но в 90-е годы родителям было страшно отпускать меня учиться далеко, и тогда мама, работавшая воспитателем, сказала: «Доченька, лучшая профессия для девочки – воспитатель. Давай ты отучишься, получишь диплом, а потом определишься». Но когда я вошла в профессию, сразу поняла – это моё, я хочу остаться в ней. Но и детской мечте я не изменила, ведь в профессии воспитателя есть место актёрскому мастерству, когда ты в роли сказочных персонажей радуешь детей на утренниках. Ты постоянно перевоплощаешься, можно творить, петь, создавать. А ещё эта профессия удивительным образом подходит моему характеру, так что я очень рада, что тогда послушала маму.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который хочет стать воспитателем?
– Конечно. Во-первых, это любовь к детям. Случайные люди в нашей профессии не задерживаются. Надо любить детей, понимать их. Конечно, знание методик и психологии помогает, но нужно образовываться и развиваться в профессии постоянно, потому что меняется время, меняются дети, и те методики обучения, которые мы использовали десять-пятнадцать лет назад, для современных детей не подходят. Ну и, конечно, воспитатель должен быть стрессоустойчивым (улыбается).
– Расскажите о специфике вашей работы.
– Я сейчас работаю с детками с ограниченными возможностями здоровья. С такими малышами ещё больше требуется знание психологии, коррекционных методик, методов и приёмов работы. Также немаловажен индивидуальный подход к каждому ребёнку.
– Вы помните свои первые рабочие дни?
– Я очень хорошо запомнила первую неделю работы. Мне было всего 18 лет, дети меня не слушались, разбегались в разные стороны. А один мальчик на мой призыв всем собраться сказал: «Кого мы слушаем? У неё же две косички, какой она воспитатель?» Дискредитировал меня полностью (смеётся). Я очень благодарна педагогам, которые работали со мной на соседних площадках, они взяли меня под своё крыло и многому научили. Я и сейчас продолжаю учиться у лучших, и в этом смысле мне повезло с наставниками: Светлана Солодовникова – заведующая детским садом № 107 и Елена Андрус – начальник отдела дошкольного образования управления образования.
– Современный воспитатель – какой он?
– Мобильный, готовый меняться, расти, развиваться и принимать детей такими, какие они есть в это самое время. Это разносторонне развитый человек, готовый общаться одинаково профессионально с руководством, с родителями и с малышами.
– Расскажите о ваших воспитанниках.
– У меня сейчас малыши в самом нежном и благодатном возрасте. Мы набрали ребят, которым три года, скоро будет четыре. Как я уже говорила, садик у нас непростой, мы работаем с малышами, у которых есть задержка речевого развития. И вы знаете, малыши, как только пришли, начали называть нас мамами. Это невероятно трогательно! Этот ребёночек только оторвался от мамы, смотрит на тебя большими глазами и впитывает всё, что ты ему говоришь. Они как белый лист – какой ты рисунок нарисуешь на этом холсте, с теми установками он пойдёт дальше во взрослую жизнь. Невероятное счастье видеть, как они взрослеют, чему-то учатся, становятся старше. Детки у меня очень хорошие: чистые, добрые, отзывчивые. Если честно, я люблю их, как своих.
– Какие качества Вы стараетесь вкладывать в своих воспитанников?
– Доброту, уважение друг к другу, умение дружить. Прививаем им любовь к литературе, творчеству, когда они немного подрастут, будем развивать логическое мышление. Но в основном мы стараемся привить им человеческие качества, которые помогут им в жизни и сделают их счастливее. А ещё наши дети растут настоящими патриотами. Как сказал наш Президент, Севастополь – патриотическая столица России, так что наши ребята с самых ранних лет знают, что они живут в Городе-Герое Севастополе, пока как получается, но стараются подпевать гимн «Легендарный Севастополь». Основы патриотизма, пусть пока и в игровой форме, закладываются в самом раннем возрасте.
– Вы сказали о любви к литературе. А какая ваша любимая детская книжка?
– Александр Волков «Волшебник Изумрудного города». Это книжка моего детства. Мой папа был военнослужащим и из одной из командировок привёз мне эту книгу. Я знала её наизусть, и, конечно, своим воспитанникам её тоже читаю.
– Какую литературу вы посоветуете прочитать родителям?
– Родителям я советую читать книги по детской психологии, их сейчас очень много. Это важно для того, чтобы понимать процессы развития ребёнка, что можно требовать от него, а что ещё рано. Книги о воспитании детей тоже могут быть очень полезны, для того, чтобы доносить необходимые вещи, не давя на ребёнка.
– Гаджеты прочно входят в нашу жизнь. Пользы от смартфона и планшета для ребёнка больше, чем вреда?
– Мы должны идти в ногу со временем. Гаджеты – это не хорошо и не плохо, если дозировать время, проведённое за играми и развлечениями. Сейчас очень много увлекательных образовательных программ для детей, поэтому главное – это контроль за временем, проведённым в виртуальном мире, и чередование использования гаджетов с прогулками, чтением книг, занятиями спортом и общением с родными людьми.
– Вспомните самый смешной или самый трогательный случай из вашей практики.
– Вы знаете, смешные истории происходят каждый день, я регулярно рассказываю их маме и мужу. Для них мои воспитанники тоже как родные, они знают всех по именам. Я вам расскажу очень трогательную историю. Я пришла на свадьбу к своему крёстному сыну, тут выходит его друг, смотрит на меня и говорит: «Анна Валериевна, это вы?» Передо мной стоит мой воспитанник, мой Данечка, только уже взрослый и мужественный. Ему 28 лет, он участник специальной военной операции, герой. Это была невероятная встреча, ведь я помню его совсем маленьким, а он узнал меня, своего воспитателя. В тот вечер мы проговорили с ним не один час.
– Что вы пожелаете тем, кто решил стать воспитателем?
– Если это действительно дело вашей жизни, если вы готовы, как сказал Сухомлинский, сердце отдать детям – идите в эту профессию и ничего не бойтесь.
А вот что говорят об Анне Валериевне её коллеги и друзья:
«Анна Валериевна – прекрасный специалист. Чуткая, добрая, отзывчивая. Она умеет заинтересовать и увлечь детей, поэтому дети занимаются с большим удовольствием! Очень важная черта Анны Валериевны – инициативность, быть всегда и во всём первой. Ко всем деткам относится с заботой и пониманием! В ней сочетаются огромное трудолюбие, любовь к своей профессии, детям, стремление к творчеству».
Светлана Солодовникова, заведующая детским садом № 107
«Анна Валериевна – замечательный человек, отзывчивый и верный друг! Специалист своего дела, который готов делиться своими мыслями и опытом в любое время суток. Я очень рада нашему знакомству на конкурсе «Воспитатель года – 2023», которое переросло в настоящую дружбу. Желаю Анне Валериевне двигаться вперёд к мечте и успехов во всех делах и начинаниях!»
Наталья Андрейченко, воспитатель детского сада № 68
«Замечательный педагог, отзывчивая, добрая, любящая детей воспитатель. Мы очень счастливы, что нам выпала удача воспитываться у Анны Валериевны Афанасенко. С теплотой вспоминаем годы, которые ходили в её группу».
Наталья Ляшенко, мама воспитанницы Саши
Комментарии
Оставить комментарий