Наша семья с 60-х годов является постоянным подписчиком на городскую газету. "Славу" выписываем, потому что доверяем ей (особенно в наше время разноречивых слухов), получаем из нее информацию о жизни города, достижениях предприятий, сел, о жизни достойных людей. Особенно нужна информация о жизненно важных вопросах, касающихся работы жилищно-коммунального хозяйства, гражданского и пенсионного законодательства с консультациями специалистов.
Сейчас идет подписная кампания. В этот период принято высказывать свои мнения о газете и пожелания на будущее. Для меня газета "Слава Севастополя+" начинается в первую очередь с верхней половины первой страницы (что волнует севастопольцев сегодня), затем — левая колонка второй страницы (какие события происходят в стране и как они затрагивают нашу жизнь). А дальше — для души. Нравятся исторические очерки, все, что составляет биографию Севастополя, трагическую, героическую, славную. Огромное спасибо за них Леониду Сомову. С удовольствием читаю о людях, которые прославляют наш город, а мы со своей стороны должны гордиться ими.
Пишу в газету впервые, хотя давно собиралась. Накопилось всего понемногу, кое-что считаю очень важным, что-то — не очень, но все из очень разных областей жизни, затрагиваемых в вашей газете. Толчком же послужил следующий "пустяк".
В течение текущего года в газете стало часто употребляться слово "громада". Каждый раз ломаю голову, что это — территория Севастополя, население, граждане или просто толпа? Почему в русскоязычной газете нужно употреблять украинское слово? У меня нет никаких предубеждений против украинского языка, но почему не употребить нужное русское слово? Ведь как-то без слова "громада" раньше обходились? Я, конечно, могла бы найти словарь, посмотреть перевод. Но вряд ли все это будут делать. И вот даже в сформулированных вопросах референдума на русском языке написано: "Вы за осуществление территориальной громадой Севастополя местного самоуправления?.." Есть ли все же официальное определение этого набора слов?
Теперь о другом. Мне очень понравилась острая статья Ирины Каратаевой в газете за 28 октября сего года. Она отражает общее недовольство населения города работой наших властных структур по подготовке к отопительному сезону. Вы уж извините, но я не понимаю, почему все лето и осень нужно писать в газете о заседаниях горсовета по этому вопросу, если "трубы довариваются" в последние дни, когда в квартирах уже неделю люди живут при 14-15 С? Чтобы показать, как власти предержащие радеют о народе? Но, кроме иронии, это ничего не вызывает.
Регулярно появляются в газете сводки ГАИ о дорожно-транспортных происшествиях. Все в них есть: когда произошло, где, на сколько процентов выросло число ДТП. Но меня, как автолюбителя с 30-летнием стажем, удивляет полное отсутствие анализа ухудшения положения на дорогах. И дело не только в роспуске ГАИ, рост количества аварий был и до этого. И до роспуска ГАИ ослаб контроль за соблюдением правил дорожного движения. Техосмотры формальны, чаще они просто оплачены, но не пройдены. Возможно, права на вождение тоже покупаются, т.е. езда некоторых водителей просто шокирует: едут на красный свет, по встречной полосе, по пешеходной зоне и т.д., и никто за этим не следит. Зачем же нужна статистика происшествий, если их не анализировать и не делать выводов?
Продолжу о транспорте, но в другом плане. Я несколько лет подряд в апреле-мае езжу к своим стареньким родителям в сибирской город Юрга Кемеровской области. И там ежегодно весной в городской газете публикуется расписание движения городских автобусов, паромов, катеров, их номера, маршруты следования. В Севастополе сейчас масса пассажирского транспорта и зачастую при необходимости негде узнать, как и куда можно добраться. В Москве вы, конечно, помните, в плане-карте указаны разным цветом маршруты и номера трамваев, троллейбусов, автобусов. Неплохо было бы и у нас оповещать население о маршрутах и расписании транспорта в газете. Это очень удобно.
В городе на остановках троллейбусов, как в сказке, вырастают шикарные строения с магазинчиками. Но когда же дождемся мы, пассажиры 5-го троллейбусного маршрута, хоть какого-то навеса на площади Восставших? Там нет никакой защиты от палящего солнца летом, от ветра и дождя зимой. Троллейбус ходит редко, народу собирается много (рядом рынок), а единственную скамейку поставили недавно. Грустно осознавать, что там, где нет коммерческого интереса, о людях совсем не думают.
Хочется снова вернуться к журналисту Леониду Сомову в связи с его статьей "Город забыл, эстонцы напомнили…" о 100-летии открытия памятника Затопленным кораблям и 150-летии со дня рождения его создателя А.Адамсона. Автор пишет, что в Таллинне Адамсоном создан памятник "Русалка" в память о погибшей в шторме броненосной лодке под таким именем. Но мало ли погибших в штормах судов? Всем ли им ставят памятники? Может быть, будут интересны мои добавления к этой истории? В 80-х годах мы с дочерью совершили туристическую поездку по Прибалтике. Вместе с экскурсоводом были в Таллинне в парке Кадриорг. Любовались изящной скульптурной фигуркой девушки, стоящей на береговой кромке парка, устремленной в сторону моря с венком в поднятых руках. Ее там любовно зовут "Русалочка". А экскурсовод рассказала такую историю. По какому-то поводу (этого я не помню) проводился высочайший смотр стоящих в Таллиннском порту кораблей. Но ветхое старое судно "Русалка" могло испортить картину и его удалили в открытое море, где оно, попав в шторм, погибло вместе с командой главным образом из-за всяческих неисправностей и заведомой неготовности экипажа к выходу в море. В знак глубокой скорби по погибшим на "Русалке" вблизи Таллинна и был воздвигнут этот памятник на народные пожертвования.
В эти дни мы вспоминаем и погибших на линкоре "Новороссийск". Спасибо газете за серию статей Е.Юрздицкой об этой трагедии. Эта страница непременно должна быть вписана и в историю флота, и в историю города и, конечно, должна найти отражение в литературе и искусстве. Это наиболее верный путь к сердцам и памяти людей.
С уважением