На состоявшемся в конце мая в Киеве первом Всеукраинском форуме родительской общественности прибывшим из регионов делегациям родителей, в том числе и из Севастополя, показали, какой должна быть школа будущего. В Министерстве образования и науки считают, что без единого коллектива учителей — родителей — учеников не имеет смысла говорить о новом качестве образования и воспитания. Без этого «треугольника» быстрого движения по дороге знаний не будет.Еще со школьной скамьи известно, что правильный треугольник может быть вписан в круг. Наверное, поэтому и было решено попробовать вписать треугольник "учителя — родители — ученики" в круг наболевших школьных проблем.
— Для нас было большой честью участвовать в этом знаменательном мероприятии, — говорит методист-преподаватель СГГУ, отличник образования Украины Татьяна Бессонова. — Участниками форума были представители городского управления образования, Севастопольского городского гуманитарного университета, школ N 38, 45, 43, 61, 22, 23. Возглавлял делегацию заместитель начальника управления образования Виктор Иванович Корниец. Городское управление образования и методическая служба ИПО создали в Севастополе региональную модель родительского самоуправления, которая была отмечена в докладе министра образования и науки Украины С. Николаенко. Были выделены следующие направления работы как лучшие в Украине: городские отчётно-выборные конференции, деятельность в соответствии с уставом общественной организации "Общегородской родительский комитет", работа общественного центра родительского просвещения и консультирования родителей при поддержке городского управления образования и науки на базе ИПО СГГУ, инициативы и материальная помощь в создании кабинетов семьи в школах города, создание попечительских родительских советов, фондов, проведение родительских акций милосердия, работа родительской линии "Телефон доверия для родителей" совместно с ЦСССМ, разработка программ социального партнёрства с правоохранительными органами, службой по делам несовершеннолетних, управлением юстиции, управлением охраны здоровья, прокуратурой, центром социальных служб для детей, семьи и молодёжи.
Родительская общественность Севастополя формирует общественное мнение и активно участвует в рейдовой работе по профилактике негативных явлений в детско-подростковой среде. За истекший период проведены целевые рейды "Безнадзорность детей и подростков", "Городской отдых наших детей", "Помощь одарённым детям", "Питание в школах города" и другие. Работа общественного центра родительского просвещения построена на постоянном изучении проблем современной семьи, поиске наиболее эффективных методов и средств воспитания детей, пропаганде знаний среди родителей. Форум определил основные направления работы, а именно: родительская общественность должна стать равным участником общеобразовательного пространства; школа должна осознать важность треугольника "педагоги — родители — дети"; родительское самоуправление должно иметь свой собственный устав и правила, затрагивающие организационную, финансовую и воспитательную деятельность родителей, а работа всех комиссий родительского самоуправления должна быть открытой для каждого родителя школы.
— На форуме нам показали, какой должна быть школа будущего, — рассказывает председатель президиума общегородского родительского комитета Надежда Афанасьева. — Главная цель данного мероприятия — создать по всей Украине сеть так называемых равносторонних треугольников "учителя — родители — ученики", то есть организовать школьное самоуправление. Сегодня ни для кого не является секретом, что школа без поддержки родителей работать не может. И то, как организован учебно-воспитательный процесс в Киеве, просто поражает. Дети в учебных заведениях чувствуют себя комфортно за счет индивидуального подхода к каждому ученику. Яркий пример — уроки физкультуры. Вместо обычного урока школьникам предлагают занятия в спортивных секциях по выбору. В итоге каждый ребенок после основных занятий в школе идет туда, где ему интересно, вместо того чтобы взмыленным сидеть в холодном классе, допустим, на уроке математики после забега на физкультуре. Еще поразили приветливость и активность самих учителей и тот факт, что каждая школа поддерживается меценатами, в том числе и из депутатского корпуса; школы автономны, на хозрасчете, в каждой — свои гимн, герб, форма. В Киеве очень сильные детские организации, причем старшеклассники шефствуют над младшими.
— Нам было бы неплохо перенять опыт киевских школ по сбору денежных средств, — продолжает разговор представитель школы N 22 Марина Куриленко. — Необходимо создавать активные родительские комитеты, чтобы любой из родителей знал, куда идут собранные деньги.
— А у нас такая работа давно ведется, — говорит председатель общешкольного родительского комитета школы N 23 Людмила Ножкина. — В школе четко налажена связь между педколлективом, родительской общественностью и учениками. Проводятся совместные заседания по решению школьных проблем, в школе есть своя символика, работает благотворительный фонд "Планета", куда поступают родительские взносы. А на отчетных конференциях в открытой форме говорится, куда тратятся собранные деньги.
— Меня лично удивило, с каким уважением в Киеве относятся к родителям, — говорит Лариса Цьома (школа N 61). — Там родительские комитеты приглашаются на педсоветы, психологи проводят родительские всеобучи, а при поступлении ребенка в школу проводится тестирование дедушек, бабушек, родителей малыша на предмет выявления заложенных в нем на генном уровне талантов. В школах созданы клубы дедушек и бабушек, и пока родители школьников заняты работой, эти клубы помогают классным руководителям в проведении экскурсионных поездок, организации кружков и так далее.
— То, что нам показали, есть и в наших школах, только в зачаточном состоянии, — говорит Евгения Струкова (школа N 43). — У нас, например, социальным педагогом проводится большая работа по усилению связей "родители — школа — дети". Начинаем создавать систему ученического самоуправления. По примеру Киева хотим создать клуб дедушек и бабушек школьников.
— Мероприятие, на котором мы побывали, в нашем государстве проводилось впервые, —
говорит директор школы N 38 Галина Иваницкая. — В ходе форума мы имели возможность познакомиться с учебно-материальной базой киевских школ, опытом работы киевлян с родительской общественностью. И, надо отметить, поездка получилась познавательной. Увиденное и услышанное вдохновляет на поиск новых форм взаимодействия с родителями, более активное вовлечение их в учебно-воспитательный процесс школы. Нам наглядно показали, что такое взаимодействие дает положительные результаты. И отказываться от такого опыта было бы неправильно.