«Сидячих мест 16, стоячих нет» — весьма яркая наклейка бросилась в глаза, едва я залез в салон маршрутки. Увы, мне выпал девятнадцатый порядковый номер, т.е. стоячий. Два предыдущих аналогичных номера забронировали за собой мои коллеги из отдела оперативного контроля ГНА в Севастополе. Несмотря на строгую надпись на наклейке, водитель пошел нам навстречу — пустил в салон. Если бы он знал, бедолага, что его ожидает на конечной остановке «Максимова дача», он бы не подпустил нас и на пушечный выстрел.Наш маршрут начался с остановки "Ул. Большая Морская". Вскоре Ford Transit, вырвавшись из удушья городского кольца, рванул на бешеной скорости по улице Гоголя. Прав был Николай Васильевич: "…и какой русский не любит быстрой езды". Впрочем, в салоне соблюдалось относительное затишье. Пассажиры дремали или флегматично смотрели в окна. Внезапно на остановке "Ул. Генерала Хрюкина" идиллию нарушила довольно нервная женщина. Ее до глубины души возмутил поступок морского офицера, который вышел из салона и не закрыл за собой дверь. "Офицер, кто за вас дверь закрывать будет?" — истошным голосом заорала дама. Надо отдать должное служивому — он вернулся и хлопнул дверью перед носом леди.
Наконец впереди показался зеленеющий лесной массив Максимовой дачи. В открытое окно водителя ворвался свежий воздух, будто настоянный на сосновой хвое. Мы оживились, приближался кульминационный момент операции. Кроме нас, трех налоговиков, в салоне осталась лишь пожилая женщина с кошелками, остальные пассажиры вышли раньше.
Микроавтобус замер на конечной остановке. Мы вежливо пропустили даму с кошелками, а затем, протянув водителю по гривне, вышли из салона, чтобы через несколько секунд вернуться обратно. Водитель удивленно вскинул брови, но, увидев предъявленные служебные удостоверения, сразу все понял. Во время следования по маршруту он исправно собирал с пассажиров деньги, но никому не удосужился выдать билеты. Если кто не знает, поясню, что водители или кондукторы общественного автотранспорта обязаны выдавать пассажирам билеты (проездные талоны).
В ходе проверки водитель Александр Иванович любезно предоставил необходимые документы. Но не все оказалось гладко. Книга учета расчетных операций на хозяйственную единицу не была зарегистрирована в установленном порядке. Кроме того, при ее внимательном изучении налоговые инспекторы увидели немало интересного. К примеру, количество пассажиров, перевезенных 1 мая, составляло аж… 11 человек; 2 мая — 10; 3 мая — 12 человек. Соответствующей была и выручка: 11, 10 и 12 грн. Смешные цифры. Налицо факт не полностью оприходованной выручки, со всеми вытекающими отсюда последствиями. К слову, в кассе у водителя оказалось 148 грн, которые он заработал всего за несколько часов дневной смены. Вот вам и вся арифметика. В разгар проверки к нам подошел руководитель данного частного предприятия. Пожаловавшись на тяжелую ситуацию, он без зазрения совести заметил, что платит налоги исправно. Спрашивается, о каких налогах идет речь, если при подобных липовых выручках в бюджет поступают копейки. Ну а пока владелец ЧП заплатит штраф на сумму 340 грн. Водителю Александру Ивановичу предстоит визит в суд, где его также ожидают штрафные санкции. А всего в этот день по маршруту N 12 налоговые инспекторы провели 6 проверок. Предполагаемая сумма штрафов составляет более 2 тыс. грн.
В последнее время со стороны налоговых органов Севастополя транспортной отрасли уделяется особое внимание. И на это имеются весьма серьезные причины. Объемы перевозок пассажиров общественным автотранспортом каждый год увеличиваются на 5-8 процентов. К примеру, в курортный сезон 2005 г. было перевезено 15,2 млн человек. Активизация деятельности транспортных предприятий находит непосредственное отражение в поступлениях налогов и сборов от данной категории плательщиков. Однако не все руководители автотранспортных предприятий контролируют полноту оприходования выручки. Так, годовая выручка одного из частных предприятий составила 383 тыс. грн. Количество зарегистрированных книг учета расчетных операций (одна книга соответствует одной машине) равняется 150. Следовательно, в месяц каждая машина оказывает услуги не более чем на 200 грн, или 7 грн в день?! Наш знакомый Александр Иванович на этом фоне выглядит просто законопослушным молодцом. Таким образом, возникает вопрос не только о выполнении условий перехода субъекта на упрощенную систему налогообложения (среднесписочная численность работающих — 81 человек), но и о полученных теневых доходах. С чем мириться никак нельзя.
Формирование казны города и государства — важное и ответственное дело. От того, насколько стабильно и полновесно наполняются бюджеты всех уровней, насколько четко идет перечисление финансовых средств, зависит уровень благосостояния нашего общества.