Несмотря на видимую мозаичность — даром что выставка называется "Планета образов", — за множеством лиц, представленных на новой фотоэкспозиции в культурно-деловом центре "Дом Москвы в Севастополе", просматриваются два главных, авторских. Валентина Опольская и Анжела Надежда, гостьи из Одессы, вернулись в город-герой во второй раз — после участия в Севастопольском фотосалоне парная выставка стала художественной визитной карточкой, оставленной горожанам для знакомства.А познакомиться есть с чем и, главное, с кем. "Фотографини", как с доброй иронией называет всех занимающихся фотоделом дам Светлана Желток, вдохновитель проекта, могут похвастать если и не графским, то уж точно сановитым списком регалий. Так, Валентина Опольская, лауреат и призер более 160 международных и 200 национальных выставок, обладает званием Excellence FIAP Международной федерации фотографического искусства, имеет награды фотосалонов Японии, Англии, Италии, Испании, Польши, Чехословакии, Шотландии, Дании… "Психологические портреты", любимый жанр Опольской, принесли ей славу — теперь Валентина сама сидит в жюри многих конкурсов и преподаёт специальность "портрет" своим студентам. На вопрос корреспондента "Славы Севастополя" о том, какие взаимоотношения связывают двух фотографов разных поколений и нет ли естественного соперничества между "отцами и детьми", Валентина Опольская пояснила:
— Я вообще ни с кем не соперничаю — выше звания EFIAP в Украине ни у кого нет. Когда я познакомилась с Анжелой, конечно, я ей помогала, поднатаскивала в практических вещах. Сейчас даже я перешла на цифровую камеру и активно пользуюсь фотошопом, но опыт работы с плёночными фотоаппаратами просто незаменим. Сейчас я могу за компьютером исправить физические недостатки человека или выбрать из множества снимков нужный. Но ведь большинство моих работ, получивших награды, были сделаны на плёнку! Я знаю, как поставить свет или выстроить окружение так, чтобы сделать человека красивым без компьютерной обработки. И даже сейчас пейзаж я снимаю только на старый фотоаппарат — цифра не даёт такой широкой панорамы.
По-другому "попала" на "планету образов" Анжела Надежда, занимающаяся фотографией всего пять лет, но уже получившая степень Artiste FIAP. Да и темпы, взятые на международных состязаниях, впечатляют: более 60 конкурсов за полдесятилетия. А список "взятых" городов и стран? Польша, Люксембург, Аргентина, Испания, Франция, Словакия, Индия, Сан-Себастьян, Гонконг.
— Я горда тем, что могу выставить свои работы с Валентиной Опольской, потому что ещё 4 года назад я боялась даже к ней подойти, — рассказывает Анжела. — Валентина очень тонко чувствует работы, и если из моей подборки она отмечает три-четыре как неплохие, значит, на конкурсах они точно займут призовые места.
— Вы ворвались в круг фотографов-профессионалов стремительно и неожиданно. Как увлеклись фотоделом?
— Пять лет назад меня это нисколько не интересовало. Но вот летом 2005 года на даче я взяла в руки фотоаппарат… Снимала цветы, пейзажи, дачные вазочки, ребёнок мне приволок гусениц, чтобы кадр красивее вышел. Сейчас мне намного интереснее человек, я настолько осмелела, что могу даже к незнакомому человеку на улице подойти и попросить стать моей моделью.
— Как вы отличаете "свои" модели от "не своих"?
— В человеке должна быть харизма, и внешняя, и внутренняя. Например, в позапрошлом году ко мне приехали родственники из Грузии, в том числе маленький мальчик, который абсолютно не говорил по-русски, как и я — по-грузински. Но ребёнок настолько был готов играть и работать со мной, он оказался таким контактным, что языкового барьера мы просто не ощущали.
— Эмоция и характер человека — вот главное, что должно остаться в кадре, — будто продолжает мысль Анжелы Валентина. — Ради воплощения придуманного мной образа я готова работать с моделью по три часа, чтобы достичь идеала. Например, когда я снимала девочку сквозь замороженное стекло с пятнами снега, я успевала сделать на свой плёночный фотоаппарат всего 5-6 кадров — после этого снег таял, и нужно было брать новое замороженное стекло. Желание работать, фантазия и хорошая аппаратура — вот всё, что нужно настоящему фотографу.
И у Валентины Опольской, и у Анжелы Надежды — свой узнаваемый почерк. Что же объединяет двух фотографов? "Рифмы" в мировоззрении, общность подхода и переклички в видении человека. А с нашей, городской точки зрения, — уникальность метода: как признали гости и организаторы выставки, Севастопольский фотосалон и женский клуб "ФрезИя", такого у нас не делает никто.