С сегодняшнего дня вступает в силу новый (и что самое главное — единый) тариф на проезд в так называемых социальных автобусах. К слову, таких маршрутов в городе на данный момент 37, включая пригородные. По словам недавно назначенного заместителем председателя госадминистрации (и, пожалуй, главного специалиста по экономике Севастополя) Элимдара Ахтемова, изменения связаны как с позицией перевозчиков, так и с общей экономической ситуацией в стране.Что же произошло на самом деле? Говоря человеческим языком, тариф на социальные маршруты вырос с одной гривны до 1,5. При этом перемены практически не коснулись автобусов, курсирующих по сельской местности севастопольского региона. И самое главное, полностью сохранен перечень категорий льготников, имеющих право на бесплатный проезд.
Не так давно, комментируя собственное распоряжение, глава городской администрации Владимир Яцуба подчеркивал, что данный документ — результат долгого диалога с перевозчиками. Главная его цель — не допустить паралича движения общественного транспорта. Как ни крути, а ездить людям нужно. И не все готовы платить по 3-3,5 гривны за поездку в «топике».
Элимдар Ахтемов напомнил, что в последний раз тарифы на социальные маршруты повышались (а вернее, индексировались) еще в 2007 году (то есть, как говорится, при «старом режиме»). Само собой, за это время изменились цены на все виды продукции, да и доходы граждан (не в относительном, а в абсолютном исчислении) заметно выросли. «За эти шесть лет произошло много событий. Можно сказать, что мы практически проиндексировали тарифы на индекс инфляции, который был зарегистрирован в Украине и в Севастополе за прошедшие шесть лет. В 2007 году в Севастополе индекс инфляции составил 118 проц., в 2008-м — 119,5 проц., в 2009-м — 113 проц., в 2010-м — 113 проц., в 2011-м — 100,7 проц., в 2012 — 100,7 проц. Если суммировать эти индексы инфляции, то получается тот уровень инфляции, на который индексируются и заработная плата, и практически все услуги. Практически мы проиндексировали данный уровень тарифов», — констатировал заместитель руководителя исполнительной власти города.
Что касается зарплаты, то тут, по словам Ахтемова, Севастополю тоже грех жаловаться. По итогам первого полугодия наш регион занимает 7-е место по Украине (после столицы и Киевской области, а также таких мощных промышленных гигантов, как Днепропетровск, Луганск, Донецк и Запорожье). «В то же время в регионах, где средняя зарплата ниже, стоимость проезда в социальном транспорте повышена еще раньше, чем у нас. В Тернополе это сделано 20 марта 2013 года (стоимость — 1,5 гривны), в Житомире — 1 гривна 75 копеек, в Сумах заявили о намерении повысить проезд до 3 гривен. В Чернигове в 2011 году установлен тариф 1 гривна 75 копеек. В Луцке в 2012 году установили тариф на уровне — 2,5 гривны, в Полтаве — то же самое», — подчеркнул Ахтемов.
«Как вы понимаете, мы не могли остаться в стороне, в то время как в регионах повсеместно проиндексировали тарифы на проезд в общественном транспорте. В то же время мы практически не индексировали тариф на пригородных сообщениях в Нахимовском и Балаклавском районах. И это при том, что стоимость километра у нас значительно ниже (18 копеек с учетом НДС). Для сравнения: в Винницкой области стоимость пассажиро-километра — 22 копейки (без учета НДС), в Николаевской области — 23 копейки, в Сумской области — 25 копеек, во Львовской области — 25 копеек, в Луганской — 23 копейки», — добавил чиновник.
Следует отметить, что вместе с индексацией тарифов севастопольцев ожидает еще одно нововведение. На городские социальные маршруты можно будет купить проездные. Причем цены очень демократичные. Школьный проездной будет стоить 15 гривен, студенческий — 30, гражданский — 60 гривен.
Летом троллейбусы будут ходить дольше
В летнее время продлена работа севастопольских троллейбусов. «Это касается прежде всего наиболее востребованных маршрутов N 10, 12, 14», — уточнил в прямом эфире Севастопольской ГТРК зам. директора КП «Севэлектроавтотранс» Ефим Эпштейн.
По его словам, в отличие от автобусных остановок, на троллейбусных имеются информационные знаки, где указано время начала движения, конец движения и интервалы движения в разные периоды суток.
«По этим информационным табличкам люди могут ориентироваться. К слову, троллейбусники самоотверженно поработали на празднике военных моряков, когда именно на этот вид транспорта легла основная нагрузка по перевозке из центра города порядка 50 тысяч пассажиров», — подчеркнул Эпштейн.
С начала 50-х годов прошлого века спрос на энергоресурсы для транспортных нужд увеличился в мире в пять раз. На долю транспорта приходится 30% от общего энергопотребления в странах ЕС и около 19% выбросов вредных газов в общемировом исчислении. Эффект от внедрения новых экологически чистых технологий просто сводится на нет ростом числа транспортных средств и количества поездок. Только изменения в привычках и поведении людей способны привести к положительным сдвигам и в долгосрочной перспективе дать значительные результаты.
Фото Дмитрия Метелкина.