«Стало ли для вас неожиданностью повышение стоимости проезда на
некоторых маршрутах городского транспорта? Где и когда вы об этом
узнали?» Такой вот «вопрос в лоб» мы задали нашим читателям в
минувший четверг. При этом прекрасно понимали, что в подобной
редакции он ( в данном случае — они) ну вроде как и не совсем корректен:
о том, что проезд будет дорожать после выборов, причем и на
официальном уровне тоже, говорили уже с августа. 17 октября это
случилось… А вот ведь неожиданностью-таки стало. Судите сами.»Ну это, как детская неожиданность: знаешь, что вполне может случиться, но всегда надеешься, что не здесь и не сейчас, — пояснила ситуацию, судя по голосу, молодая мама Алевтина. — У меня их двое (детей. — Авт.). Живем в Балаклаве. Старшего на кружки возим в Севастополь. Туда же муж ездит на работу. Прямых маршрутов нет. Муж так вообще на трех видах транспорта добирается… А ведь многие ездят на работу из пригородных сел, Инкермана, с Северной. Кто-нибудь из высоких начальников хотя бы в приблизительных суммах представляет, во сколько все это нам обходится? Сводишь этот семейный бюджет по принципу «то погаснет, то потухнет». Сил моих женских уже нет, — с грустной иронией подытожила собеседница. — Но… Будем прорываться. Что делать — дети-то растут».
Успеха этой молодой семье, хотя, согласитесь, не очень радует, что еще одна ячейка нашего общества отправляется в яростный прорыв. Но — успеха им.
А вот что сказать пенсионерке Марии Матвеевне с ул. Гоголя, откровенно говоря, и не знаю. У нее пенсия 8 тыс. рублей, и она убеждена, что дачу на Феоленте у нее сознательно отбирают. «А как иначе понимать, — недоумевает пенсионерка. — Раньше туда ходил бесплатный 19-й. Мы им пользовались. А потом стали копеечки считать. Недавно стоимость проезда повысили (в конце июля. — Авт.) и опять повышают. Это 36 рублей туда и обратно. Полторы булки хлеба или пол-литра молока. С голоду помирай или от дачи отказывайся. Для меня такая вот дилемма».
Не в восторге от нововведения и Петр Николаевич Никоненко: «Жителям ул. Шевченко и Косарева все равно — у нас нет льготного транспорта. Со времен Украины кормили сказками о троллейбусной линии через ул. Маринеско и авторынок: уже и государство сменилось, а воз и ныне там. С ужасом следим за ростом цен на транспорте. Весной обещают повысить их и в троллейбусах. Сколько же начнут «драть» в маршрутках при нынешних аппетитах перевозчиков?! Похоронят нас, пенсионеров, в этом районе заживо: никуда не выехать, будем тихо тухнуть в нашем болоте»…
Сергей Петрович о повышении цен на транспорте заранее узнал из средств массовой информации. Морально вроде был готов. А когда вместо привычных 15 рублей в маршрутке потребовали на два рубля больше, возмутился: «Да сколько ж можно цены повышать?!» На что получил ответ: «Мы не повышаем, а подтягиваем до уровня других крупных городов Южного федерального округа». «Так и зарплату подтягивайте до 40 тысяч, как в Краснодаре. Я — простой рабочий на «Тавриде Электрик». У нас зарплата — 15-17 тыс. рублей!» — возмущен читатель.
Не поверите, но краснодарцы тоже позвонили. Семейная пара приехала в Севастополь в гости к родственникам. Женщина, представившаяся Мариной, сообщила, что «мы в шоке от ваших цен. На телефон ценники нафотографировали, иначе дома не поверят. У нас в Краснодаре евпаторийская колбаса дешевле, чем в Севастополе. А стоимость проезда теперь почти такая же, с той лишь разницей, что в последний раз ее в Краснодаре повышали в 2014 году».
«Сейчас всей стране трудно. Думаю, абсолютное большинство севастопольцев это прекрасно осознают и понимают причины. Среди них и та, что «Крым — наш!» Вот нам и говорят: «Денег нет, но вы держитесь». Но никто из наших руководителей почему-то не скажет, что санкции ударили по России — это да, но что сильнее всего — по Крыму и Севастополю. С таким подходом стоимость проезда у нас скоро будет, как в Москве. А что, мы тоже федерального значения. Только продукты почему-то в столице дешевле, чем у нас, а зарплаты — выше, любые шмотки можно заказать домой через интернет и дешевле, чем в магазине. Возле каждого подъезда есть урна и лампочка горит, дворы убираются, бордюры покрашены, есть разметка парковочных мест, дороги в основном чинят ночью, а общественный транспорт в хорошем состоянии, и есть возможность купить единый билет на все виды транспорта. В чем-то утрирую, конечно, — написал на электронную почту Сергей Рудницкий, — но не так уж и сильно. Очень хочу, чтобы нас, севастопольцев, услышали и правильно поняли: мы за свою страну горло, если потребуется, перегрызем. Но почему этот потенциал пытаются эксплуатировать всуе?!»
«Мы хотим видеть результат того, что мы стойко держимся. Хоть какой-то, — подхватил это настроение Петр Прокофьевич с пр. Генерала Острякова. — Цены на проезд, если не ошибаюсь, повышаются в третий раз. Где обещанные культура обслуживания, где новые микроавтобусы на маршрутах (а ведь именно эта идеология подводится под каждое очередное повышение цен)?! В любое время дня все салоны забиты, сиденья грязные, поломанные, вонючие, водители ненавидят весь мир. Всю жизнь я прожил в Севастополе, но такого не помню: ну, может, летом в общественном транспорте было неуютно, а сейчас… У меня вышеперечисленные ассоциации были раньше с Симферополем, там всегда было так… Был там летом в командировке — как будто местами поменялись! Мой любимый город стал очень неуютным для жизни. Мы что, с этим должны смириться?! Не дождетесь!»
А ведь, пожалуй, прав читатель. Дело не в цене. За ценой Севастополь, если это по осознанной необходимости, как известно, не постоит. Просто в данном случае присутствует стойкое ощущение, что нас используют. И все время по одной и той же схеме. За дураков, получается, держат. Вот и на этот раз председатель Союза транспортных компаний Севастополя Михаил Рыков проговорился, что подорожание проезда — процесс неизбежный, в течение ближайших лет стоимость проезда в местных «топиках» и автобусах должна сравняться со стоимостью в других регионах Южного федерального округа и составить около 25 рублей. При этом перевозчики обещают улучшить комфорт при проезде, обновить автопарк и увеличить количество машин на маршрутах…
А во что реально трансформировались все прежние обещания? В рост социальной напряженности в городе. Во что еще? Не знаю. Может, вы знаете?
Многие читатели убеждены, что пора и власть употребить. В том смысле, что учитывать состояние маршрутов при проведении очередных конкурсов перевозчиков. Не поверите, но так считает и начальник управления транспорта Игорь Козин. Но… В соответствии с федеральным конституционным законом от 21.03.2014 г. N 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» все хозяйственные договоры, заключенные при Украине на территории Севастополя, действуют до их истечения. Как сообщил начальник управления транспортной инфраструктуры Игорь Козин, почти с 80% действующих перевозчиков они были заключены до 2018 года. Именно по этой причине предусмотренные ФЗ N 220 обязательные конкурсы у нас сегодня не проводятся. Но по мере истечения сроков действия договоров или открытия новых маршрутов, например, после завершения строительства развязки на ул. Хрусталева (ура, это на днях случилось! — Авт.), такие конкурсы обязательно будут. Приятно слышать.
Непонятно другое: а в части соблюдения обязательств по качеству и количеству услуг хозяйственные договоры, в соответствии с федеральным конституционным законом от 21.03.2014 г. N 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», так и не начнут действовать? Или за этим просто никто не следит? Было бы по-другому — и тогда в общем-то ожидаемое повышение цен на транспорте не стало бы для севастопольцев очередной детской неожиданностью. Мы ведь все понимаем.
* * *
Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «КАК ВЫ ВОШЛИ В ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН 2016-2017?»
Ответ на него можно дать в пятницу, 28 октября, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 31 октября.