Часть аптечного бизнеса окрашена в густой серый цвет. Это и продажа контрафактных лекарств, и бесконтрольный оборот некоторых медицинских препаратов, например «снадобий» с высоким содержанием спирта, особенно востребованных в маргинальной среде, и многое другое.
Бороться с этим пытаются очень давно, регулярно ужесточая наказания за подделки, но сделать аптечный бизнес абсолютно прозрачным до сих пор не получилось, хотя долю фальсификата серьезно поубавили. И вот в этом году оборот лекарств и аптечный бизнес станут прозрачнее «чистой воды». Конечно, произойдет это не мгновенно, но, надеемся, достаточно быстро.
Стираем серое, отделяем черное от белого
1 июля в России вступает в силу обязательная маркировка лекарств, которая радикально поменяет условия работы этого рынка. То есть с момента производства или пересечения российской границы медицинские препараты будут получать специальный код маркировки, сродни отпечаткам пальцев.
Единая база данных хранит подробную информацию о товаре, сведения о производителе и статус медикамента (этап производства, транспортировка, поступление в магазин или больницу). А самое главное—доступна эта информация будет не только государственным органам, но и простым покупателям с помощью смартфона и специального приложения, которое можно установить через сайт системы честныйзнак.рф
«Маркировка продукции необходима для того, чтобы защитить покупателей от контрафактных товаров и отделить добросовестных бизнесменов от производителей фальсифицированной продукции»,—рассказывает специалист территориального отдела «Роспотребнадзора» по Севастополю Александр Швецов.—Благодаря новой системе мы постепенно, шаг за шагом выявим всех недобросовестных производителей и продавцов и выведем их из оборота».
Главная цель маркировки—отделить черное от белого в экономике. И здесь в выигрыше в итоге оказываются все. Государство получает налоги, потребители—качественный товар, а бизнесмены—стабильную и безопасную работу. Ведь, по сути, искореняется сам соблазн перепродать что-либо неизвестного происхождения.
Что изменится с 1 июля?
Главная задача новой системы—искоренение контрафакта и подделок, особенно тех, которые являются жизненно важными препаратами. Аптеки не смогут приобретать немаркированные препараты сомнительного производства.
Продавцы будут пользоваться единой информационной базой всех медицинских препаратов. В том числе и о том, что и от чего лечить, о противопоказаниях и многом другом. Аптекари будут проверять данные о препаратах, консультируя клиента. К слову, эти сведения сможет получить и сам покупатель при выборе товара.
Рецепты станут обязательными. То есть они обязательны и сейчас, но некоторые аптеки действуют по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно». Теперь возможности купить антибиотик без обращения к врачу не будет в принципе. Как следствие—увеличится, пусть и незначительно, нагрузка на поликлиники. Работа аптек станет более упорядоченной, и повысится качество обслуживания даже в небольших торговых точках шаговой доступности.
Один маркировочный код для лекарств стоит 50 копеек. По мнению экспертов, повышения цен из-за внедрения новой системы не будет. Однако маркировка усложнит логистику, так как на каждом этапе работы с товаром добавляется две операции по считыванию кода при получении и отгрузке медикаментов. Чтобы сократить расходы, самые бюджетные препараты вполне возможно будет опробовать большими объемами: вместо десяти таблеток, например, 30 или 50. Но это только догадки, о своих планах повышать стоимость товаров не одна аптечная сеть, по крайней мере, не заявляла.
Мне кофе, конфеты и что-нибудь от изжоги!
Вполне возможно, что введение маркировки сделает доступной продажу нерецептурных препаратов не только в аптеках. Так, с апреля 2020 года до конца декабря некоторые лекарства можно приобретать в интернет-магазинах. Закон был принят на время пандемии, чтобы дать возможность людям с хроническими заболеваниями получать необходимые препараты, не выходя из дома, то есть прямо с курьером. Однако временное имеет тенденцию становиться постоянным, и вполне возможно, что закон продлят.
С одной стороны, он увеличивает конкуренцию и делает многие лекарства доступнее. С другой—размывает границы рынка лекарств, создавая дополнительную конкурентную нагрузку на небольшие аптеки. Кроме того, общение с профессиональным провизором при выборе средств от изжоги, головной боли или ринита может помочь человеку не навредить своему здоровью.
Доступность медикаментов в интернет-магазинах создает иллюзию некой безопасности препаратов, хотя не перестают иметь место побочные эффекты и противопоказания. С другой стороны, в настоящее время лекарственный ассортимент виртуальной торговли ограничен, а бюджетные препараты и вовсе не представлены, а значит, в ближайшее время какой-либо серьезной конкуренции «живым» аптекам виртуальные магазины не составят.
Валерий НЕК.