В течение последних трех рабочих дней минувшей недели на базе южнобережной гостиницы «Пальмира-Палац» проходила XI международная конференция «Зерновой форум-2012: производство, переработка, трейдинг». В этом масштабном мероприятии приняли участие около двухсот представителей всех сегментов зернового рынка ( производители, трейдеры, переработчики, специалисты крупных агрохолдингов, логистических компаний, профильных министерств…) нашей страны, а также из России, Казахстана, Беларуси, Молдовы, Польши, Франции, США, Таиланда и некоторых других стран. В четверг, 7 июня, заседание конференции проводилось в выездном режиме. В нашем городе на достаточно вместительном и комфортабельном катере «Эол» гости совершили прогулку по Севастопольской бухте. Конечным пунктом маршрута стал причал акционерного общества «Стивидорная компания «Авлита».На просторной площадке возле административного здания предприятия с приветствием к прибывшим обратился председатель городского совета Юрий Дойников. Он, в частности, сказал, что АО "СК "Авлита" — коллектив, который состоит из тысячи человек. Средняя зарплата каждого почти вдвое выше, чем аналогичная по городу. В течение года в бюджеты всех уровней "Авлита" обеспечивает поступление ста миллионов гривен. Важно и то, подчеркнул Юрий Васильевич, что в полной мере предприятие олицетворяет будущее Севастополя. Оно видится, в частности, в развитии морехозяйственного комплекса, порта.
"Авлита" создана 17 лет назад в рамках конверсии ОАО "Севастопольский Морской завод имени С. Орджоникидзе". К предприятию отошли два причала общей протяженностью 500 метров. На приподнятом метров на 30 над морем пустыре смонтировали полтора десятка емкостей — "бочек" для единовременного хранения 170 тысяч тонн зерна. Обзавелись кранами и другими механизмами.
За свою короткую историю "Авлита" уже добилась впечатляющих результатов. На становящихся под погрузку судах иногда не успевают с откачкой балластных вод, так как в течение часа подается до двух тысяч тонн зерна. В Севастополе организована перевалка десяти процентов идущего на экспорт украинского хлеба. Из России и Казахстана к нам пробили дорогу "ручейки" транзитного зерна. В перспективе они могут превратиться в "реки".
Главным образом усилиями коллектива "Авлиты" наш город поднялся уже на 12-ю позицию среди четырех десятков портов страны.
В названии международной конференции я зацепился за слово "трейдинг". Что оно означает? Руководитель пресс-службы "Авлиты" Алла Каневская и организатор конференции, "АПК-информ" Елена Чередниченко, как показалось, с ироничной улыбкой объяснили значение мудреного слова: "Трейдинг — продажа, торговля…" Чему иронично улыбаться? Не я один подотстал от стремительно текущей жизни. В подробнейшем "Словаре иностранных слов" (не таком уж и старом) его составители не привели, значит, и не растолковали слов: "трейдер", "трейдинг".
Пока трейдеры везут в Севастополь в основном пшеницу и ячмень. Но "разбухает" поток кукурузы. В глянцевом раздаточном информационном материале, которым журналистов снабдила пресс-служба "Авлиты", в глаза бросилась диаграмма. Ее кривые линии отражают структуру экспортируемых Украиной видов зерна. Голубая и зеленая кривые, которые обозначают пшеницу и ячмень, в течение последних четырех лет "клюнули" вниз, а вот красная ломаная линия — кукуруза, значит, с 2008-го до текущего года включительно резко взмыла вверх. К украинской кукурузе проявляют интерес некоторые азиатские страны.
— Покупатель кукурузы номер один — Япония, — сказал в интервью корреспонденту "Славы Севастополя" президент отечественной зерновой ассоциации Владимир Клименко. — В этом году в Украине будет выращено, как минимум, 30 миллионов тонн кукурузы. Внутренние потребности нашей страны не превышают 7-8 миллионов тонн зерна этого вида. 22-23 миллиона тонн предстоит продать.
Владимир Георгиевич выразил радость по поводу того, что и севастопольская "Авлита" приобщается к перевалке кукурузы.
За комментарием я обратился к генеральному директору АО "СК "Авлита" Сергею Посохову. Он сказал, что "Авлита" лучше некоторых родственных предприятий приспособлена для перевалки кукурузы. У нас установлены исключительно ленточные транспортеры. В отличие от скребковых они не допускают боя нежного и хрупкого зерна. Кукурузу с микротрещинами если где-то и берут, то по цене ниже, чем без "травм". Сергей Валентинович далее отметил, что в "Авлите" намерены дооборудовать емкости под кукурузу рассекателями, что обезопасит зерно при его падении с высоты.
Нужна координация работы со смежниками. На отдельных элеваторах все еще пытаются сушить кукурузу за один прогон. При нем влага рвет хрупкую оболочку зерна. Необходимо воздействовать на него не жаром, а теплом, причем выдерживая паузы.
— Применяемые в Украине стандарты, — заключил Сергей Посохов, — надлежит синхронизировать с действующими за рубежом. Не выйдет на родине принимать зерно по одним стандартам, а продавать по более жестким — скажем, американским.
Генеральный директор поведал гостям о планах нарастить мощности "Авлиты" по объемам перевалки с 4,5 миллиона тонн до восьми и более миллионов тонн грузов.
Для этого, во-первых, решено израсходовать 6-6,5 миллиона долларов только на удлинение железнодорожных тупиков, чтобы за один прием обрабатывать по 30 груженных зерном вагонов вместо нынешних 20. Суточная их обработка может увеличиться с 200 до 300 вагонов. По мнению генерального директора, этот проект будет реализован в течение предстоящих четырех месяцев.
Во-вторых, до конца нынешнего года пройдет основательную модернизацию станция разгрузки автомобилей. Сегодня на предприятии одновременно становятся под разгрузку по два автомобиля. После проведения намеченных работ их количество удвоится. Всего в течение суток — до 500 автомобилей.
И, наконец, третье направление, продвижение по которому потребует больше времени (до 2014 года) и средств (15-20 миллионов долларов). Идет проектирование 280-метрового причала со стационарными погрузочными машинами. У этого причала одновременно будут наполнять зерном сразу два судна.
— Стратегия нашего развития, — сказал Сергей Посохов, — получить большую долю рынка в своей сфере деятельности.
…При встрече в минувший четверг гостям сообщили: именем Авлита назывался порт, построенный почти 600 лет назад на берегу нынешней Севастопольской бухты средневековым княжеством Феодоро. Его конкуренция в торговой сфере с генуэзским портом Чембало (нынешняя Балаклава) приобрела настолько острый характер, что между феодоритами и генуэзцами вспыхнули нешуточные военные действия. Нынче первым становится тот, кто вооружен современными оборудованием и технологиями. Именно этот путь выбирает руководство "Авлиты"!