Кипучей энергии этой симпатичной женщины можно лишь позавидовать. «Даже если бы в сутках было не 24 часа, а больше, мне было бы мало», — говорит директор средней общеобразовательной школы N 24 Александра Константиновна МАЛАЧЛЫ. А ведь она не только отвечает за 1112 своих учеников. Александра Константиновна — многодетная мама. Да еще какая! Собственно у нас в городе достаточно хороших директоров, но чтобы у одной женщины в семье выросло четыре золотых медалиста — поискать надо. Каким образом она выстроила свою личную жизнь? В чем секрет успеха в семье и на работе? Вот с такого, может быть, не совсем скромного вопроса началась наша беседа.
МОЯ ОПОРА — МУЖ
— Мне по-настоящему повезло со спутником жизни, с мужем Владимиром, — согласилась поделиться сокровенным Александра Константиновна. — Ведь я пропадаю в школе. Могу реализовываться в работе, потому что дома налаженный быт, спокойная атмосфера. Муж всегда понимает меня и поддерживает. Он все умеет делать, в нем нет мужского чванства, когда глава семьи сидит дома перед телевизором и требует, чтоб все вокруг "плясали".Такими выросли и дети. Все хозяйственные проблемы им по плечу.
Конечно, начало было особенно трудным. У меня родилась дочь Лариса, через пять лет — сын Сергей, а еще через пять лет — двойняшки Александр и Владимир. Почти сразу после рождения сыновей муж, будучи флотским моряком, два года плавал. Пришлось десятилетней дочери Ларисе во всем помогать мне. Вместо того, чтобы бегать с подружками по двору, она шла в магазин за молоком для братьев, оставалась за няньку для пятилетнего Сергея и переживала не меньше меня, если дети болели. Сегодня Лариса замужем и у нее уже есть свой ребенок. Я очень благодарна ей. Она для меня не просто дочь, а человек, с которым я могу обсудить любые проблемы.
— Кто-то сказал, что браки свершаются на небесах.
— С этим спорить не буду, хотя мой брак имеет самую прочную земную основу. Мы с мужем родом из Молдовы, из одного села. И в то же время наше знакомство было не совсем обычным.
Будущий муж служил срочную в Севастополе. Приехал в село к родителям в отпуск и увидел меня, как я 9 Мая несла к памятнику цветы. Мне было 15 лет. В тот день он не подошел ко мне, но, вернувшись на службу, написал письмо. Помню, он написал, что его фотография висит на местной Доске почета. Я сразу побежала смотреть. Он мне понравился.
В следующий отпуск Владимир пришел за мной прямо в школу. Даже попытался вызвать с контрольной по физике. Меня не отпустили, и ему пришлось ждать…Свадьбу сыграли через пять лет, и вот уже почти тридцать лет вместе.
ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ К СЕБЕ ПРИСЛУШАТЬСЯ, НЕОБЯЗАТЕЛЬНО КРИЧАТЬ
— В Севастополе мы долго снимали однокомнатную квартиру в Стрелецкой без удобств, — продолжает о себе рассказ Александра Константиновна. — Но когда родились двойняшки, ордер привезли прямо в роддом. Мы смотрели на новорожденных и не верили своему счастью. Тогда-то и решили дать им свои имена — Александр и Владимир.
После декретного отпуска я снова вернулась в 24-ю школу учителем биологии. Здесь уже обучались Лариса, Сергей, сюда в первый класс пришли двойняшки. Мы были друг у друга на виду и у всей школы на виду. Поэтому я изначально предупредила: "С вас буду спрашивать в десятикратном размере".
— Что для вас главное в общении с детьми?
— Контакт, взаимопонимание. Убеждена, этого нельзя добиться силой, давлением, только словами. Если есть контакт, даже не надо повышать голоса, достаточно поговорить на равных. Чтобы заставить прислушаться к своему мнению, необязательно кричать. Наоборот (это знает каждый учитель), стоит повысить голос, в классе начинаются пререкания, смешки.
— Чтобы находить нужные слова, надо время, чтобы подумать. А если нет времени, нет сил?
— Знаете фразу: "Пусть весь мир подождет"? Это как раз тот случай. Научиться разговаривать с ребенком, наладить контакт важно суметь в самом раннем возрасте. Потом, если время упущено, поздно: тебе уже ничего не расскажут. Какая бы я ни пришла домой уставшая, никогда не скажу детям: "Отстань!" или: "Мне некогда!". Я лишь прошу: говорите по одному.
— Где сейчас ваши дети?
— Лариса окончила Крымский медицинский национальный университет и работает врачом-стоматологом. В свое время она была победительницей Международной олимпиады по биологии в Стамбуле (защищала научную работу на английском и турецком языках). Сергей окончил с отличием Санкт-Петербургский военный морской институт. Золотые медалисты Александр и Владимир в этом году поступили без экзаменов в Крымский национальный медицинский университет и в Харьковскую национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого.
ИЩИТЕ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ
— Сегодня такое время, когда социальное расслоение общества налицо. Как вы видите этот процесс в школе?
— Министерство образования и науки ввело правило ношения единой школьной формы два года назад, а я подписала такой приказ еще пять лет назад. Потому что видела, как некоторые дети из-за этого страдают. Есть разница между семьей, где папа плавает за границу и где семейную упряжку везет одна мама. Конечно, и дети будут одеваться по-разному. Сегодня наша форма — черный пиджак, белая рубашка. И мне кажется, никто не в обиде. Есть школьное время, а есть личное. В последнем случае ограничений нет.
Вообще-то проблема "школьник и деньги" всегда была. Здесь многое зависит от воспитания в семье. Кому-то родители дают деньги на обед, а сын их тратит на сигареты. Кому-то не выделяют средств вообще, и вдруг обнаруживают в один прекрасный день, что в доме пропадают вещи…
— В то же время вы не станете отрицать, что дети сейчас другие: более самостоятельные, раскрепощенные.
— Изменилось общество — оно стало более демократичным, изменились и мы. Нынешнее подрастающее поколение умеет отстоять свою точку зрения, объяснить, почему выбрана та или иная позиция. Это замечательно! Хотя в то же время быть педагогом стало труднее.
НЕ ЖДУ БЛАГОДАРНОСТИ, КРОМЕ ПАМЯТИ
— В 2000 году вы победили на Всеукраинском конкурсе «Учитель года».
— Да, этот конкурс проходил в Донецке. Я получила бесценный опыт.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?
— Во-первых, он должен знать свой предмет назубок. Во-вторых, уметь подать учебный материал современно. Важно все: культура речи, манера одеваться, настроение. И, кстати, хороший учитель всегда немного артист. Какие бы ни были проблемы дома, он, перед тем как зайти в класс, должен уметь сделать над собой нужное усилие. Ведь при плохом настроении невозможно увлечь детей. Учителю не- интересно — им тоже.
— До первого сентября осталось совсем немного. А у вас в школе еще ремонт…
— Ничего, успеем. Как-то четыре года назад в одном интервью я сказала: мечтаю иметь в школе компьютерный класс, создать зимний сад с шатровой крышей, разбить огромный цветник, чтобы школа была лучшей, — все это осуществилось. Сегодня у нас из 27 кабинетов 24 признаны лучшими на городском конкурсе по техническому, эстетическому, учебному оборудованию. В сентябре приедут начальники управлений образования и науки из всей Украины — будут смотреть.
— Удачи!