Как известно, с наступлением «русской весны» начались переформатирование информационного поля Севастополя и его вхождение в медийное пространство России. В основном этот процесс был завершен к июню прошлого года: с нашей информационной площадки ушли средства массовой информации с контрпродуктивным контентом, в полном объеме жителям Севастополя и Крыма стали доступны российские средства массовой информации, включая практически все ведущие телевизионные каналы, радиостанции, печатные СМИ.
С этого времени в Крыму и Севастополе начали действовать структуры «Роскомнадзора» — органа, призванного обеспечить деятельность средств массовой информации в соответствии с российским законодательством. Начался процесс регистрации СМИ. Первоначально он должен был завершиться к 1 января 2015 года. Однако было принято решение его продлить до 1 апреля с.г. Через несколько дней срок этого «переходного» периода для СМИ истекает. В этой связи начальник управления информационной политики и взаимодействия со СМИ правительства Севастополя Сергей Горбачев в своем интервью сделал соответствующие акценты и дал комментарии.- 1 апреля — не за горами. Фактически эта дата формализует процесс окончательного вхождения наших СМИ в правовое поле Российской Федерации. Сразу же нужно отметить: журналисты, учредители, издатели в основном ответственно подошли к легитимизации ранее существовавших и вновь создаваемых средств массовой информации и коммуникации. Практически все средства массовой информации, ранее стабильно и регулярно выходившие, зарегистрировались или находятся в состоянии регистрации, соответствующим образом подав необходимые документы. Соответственно, эти средства массовой информации безболезненно могут продолжать свою деятельность после 1 апреля. Те же средства массовой информации, которые не зарегистрировались и не подали пакета документов, после этой даты выходят за рамки правового поля.
— Таким образом, тот, кто не успел или не захотел, должен прекратить свою деятельность?
— Фактически так и должно быть, хотя закон позволяет все-таки не прекращать уже существующим средствам массовой информации свою деятельность, но делать это уже придется в другом формате.
— Что это значит?
— Не требуют регистрации периодические печатные издания, выходящие тиражом менее 1000 экземпляров. Таким образом, ныне существующие издания, не прошедшие регистрацию, могут выходить по-прежнему, но тиражом в 999 экземпляров или меньше. Если их редакции и руководители коллективов будут действовать на высоком профессиональном уровне, не нарушать требования законодательства к СМИ, то никаких претензий к ним предъявлено не будет.
— А что касается интернет-ресурсов?
— Украинское законодательство не требовало регистрации сайтов. Российский закон в этом плане более определен и строг: сайты как средства массовой информации подлежат регистрации. Однако и тут есть нюанс, позволяющий до определенного времени не регистрировать свое интернет-издание. Закон регулирует этот вопрос, который относится в том числе и к деятельности блогеров (это федеральный закон РФ от 5.05.2014 г. N 97-ФЗ). Регистрация не требуется тем ресурсам, которые имеют менее 3000 посещений в сутки. Если же этот показатель выше, то регистрация обязательна.
— Понятно. Хотелось бы получить ответ на такой вопрос: может ли средство массовой информации быть подвергнуто каким-то запретительным или даже карательным мерам?
— Закон четко определяет решение вопросов подобного рода. Соответствующие решения и возможные меры прописаны в том числе в вышеуказанном законе. Принцип здесь простой: любое СМИ, независимо от того, печатное оно, электронное или сетевое, обязано следовать духу и букве закона, который четко и однозначно запрещает ресурсы с призывами к насилию, разжигающие межнациональную рознь, пропагандирующие экстремизм и терроризм, употребление наркотиков, контент которых связан с педофилией, суицидальной тематикой, и т.д., и т.п. При вышеперечисленных нарушениях соответствующие структуры уполномочены действовать, но для этого применяется четко выработанный и определенный механизм. В принципе, основная часть блока правовых вопросов, предъявляемых к деятельности СМИ, рассматривается в судебном порядке. В этом смысле «встречаются» две ветви власти: «третья» — судебная и «четвертая» — медийная.
— Сергей Павлович, если говорить кратко, что собой представляет информационное поле Севастополя на сегодняшний день?
— Прошли регистрацию 26 различных СМИ, зоной распространения которых является город федерального значения Севастополь. Кроме того, вновь зарегистрировано 86 СМИ, которые могут распространяться в различных субъектах федерации, в том числе в Крыму и Севастополе.
Среди этих средств массовой информации и коммуникации практически все ведущие СМИ нашего региона, действовавшие раньше и имеющие свою читательскую и зрительскую аудиторию. Конечно же, появились и новые издания, которым еще предстоит завоевать авторитет. У нас сегодня действуют 2 телерадиокомпании, 2 телекомпании, которые совершенствуют свою деятельность и развивают формы своего существования. Соответственно, нашим читателям и зрителям доступен медиа-ресурс, востребованный и в остальных российских регионах.
— Как известно, вы являетесь председателем Севастопольской организации Союза журналистов России. Есть какая-то новая информация о деятельности организации?
— Да, есть. 29 марта исполняется ровно год, как приступила к работе организационная группа по созданию нашей региональной организации. За это время мы провели необходимую организационную работу, прошли юридическое оформление, недавно получена печать, что позволяет нам начать выдачу вкладышей в членские билеты СЖР. Эту работу мы начнем через неделю.
Выдача вкладыша и уплата членских взносов за 2015 год — обязательное условие членства в союзе. Этим подтверждается неразрывность связей журналистов с общероссийской профессиональной медийной корпорацией. Пожалуй, это главное, что хотелось бы отметить.