Рассекреченная память

В детской библиотеке дружбы народов состоялась презентация книги "Нацистские лагеря смерти. Очевидцы свидетельствуют" из серии "Рассекреченная память". В обращении к читателям глава Службы безопасности Украины В. Хорошковский отмечает, что в этом издании впервые наиболее полно публикуются архивные документы о концентрационных лагерях и местах принудительного содержания советских военнопленных и гражданского населения в период фашистской оккупации (1941-1944) Крыма.Об издевательствах и зверствах, чинимых немецко-фашистскими и румынскими захватчиками, рассказывают архивные документы, фотографии, показания очевидцев. В книге приводятся воспоминания жителей полуострова, где вырисовывается страшная картина злодеяний нацистских оккупантов по отношению к мирному населению и военнопленным. Невозможно без боли читать показания очевидцев, приведенные в книге, о массовом уничтожении населения в Севастополе, Симферополе, Керчи, Феодосии, Евпатории и других районах Крыма, о сожжении сел и уничтожении их жителей, использовании узников как рабочей силы.

На презентацию были приглашены заслуженный работник культуры Украины, член Союза журналистов Украины и России Б.Н. Гельман, учащиеся десятых классов школы N 57, клас-сный руководитель Т.П. Пеструилова. Автор книги "Причина смерти — расстрел" Б. Гельман рассказал о том, как фашистские оккупанты и их пособники готовили и осуществили расстрел более 4000 севастопольских евреев и крымчаков, как измывались и убивали военно-пленных. По данным СБУ, впервые опубликованным в книге, только в Севастополе насчитывалось более 20 концлагерей, а всего в Крыму — 96. Журналист обратил внимание на фашистскую символику, в частности, свастику, изображения которой можно увидеть на зданиях и на памятниках в Севастополе. Это свидетельствует о забывчивости отдельных молодых людей о том, на чьих флагах и военной форме красовались такие знаки, чьи руки обагрены кровью невинных людей.

В своем выступлении Татьяна Петровна Пеструилова высказала непримиримое отношение к злодеяниям гитлеровских головорезов, а десятиклассники осудили те зверства, которые чинили фашистские оккупанты во время Великой Отечественной войны.

ГУ СБУ в АРК, д.2262, т. 11, с. 160-162.

Из протокола допроса Лунева Павла Андреевича 1915 года рождения, урож. г. Полтавы, главного инженера Севастопольской конторы связи, проживал в оккупированном Севастополе с июля 1942-го по май 1944 г., работал на почте линейным рабочим связи:

— С первых дней немецкой оккупации г. Севастополя я был арестован немецкими военными властями, содержался в полевой жандармерии, а затем в различных тюрьмах г. Севастополя.

Находясь в тюрьме, я был очевидцем, как почти каждый день систематически, примерно в 8 часов вечера, к тюрьме подъезжала закрытая машина, в которую примерно с 10 по 25 июля 1942 г. грузили по 10-15 человек заключенных, среди которых было очень много евреев, и эта машина в сопровождении вооруженных немецких солдат уезжала за город, что всегда было видно из окна нашей камеры, которая была на первом этаже городской тюрьмы по ул. Восставших, д. 33. Окно выходило к главному подъезду этой тюрьмы, и нам оттуда было все хорошо видно. Как нам было известно, на этой закрытой машине немцы вывозили арестованных из тюрьмы на расстрел. Кроме того, из окна нашей камеры было видно, как каждое утро на рассвете со двора тюрьмы, где был лагерь русских военнопленных, сами военнопленные под охраной немцев выносили на одеялах или же шинелях по 10-15 трупов военнопленных по направлению к нынешнему кладбищу Коммунаров и быстро, примерно через 10-15 минут, возвращались обратно уже без трупов.

К сожалению, из трагического опыта прошлого не всеми сделаны необходимые выводы. И в наше время приходится еще наблюдать последствия той страшной идеологии, приведшей к миллионам человеческих жертв. Это — проявления ксенофобии, антисемитизма и национализма. Достаточно вспомнить фашистские знаки и нацистские призывы, нанесенные на памятниках, осквернения могил. Все это требует взыскательного внимания и осуждения нашей общественностью.

Проводимые библиотекой мероприятия, подобные нынешней презентации, способствуют воспитанию подрастающего поколения в духе толерантности, уважения к каждой национальной культуре и народным традициям.

Изучение страшного прошлого — это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий духовного становления современного человека.

Другие статьи этого номера